20.01.2021

Семиотика ГАУГН. Фредерик Логран о ритуалах защиты от ковида

Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о ритуалах защиты от ковида поделился антрополог, профессор Католического университета Лёвена Фредерик Логран.

Ритуалы защиты от ковида

Один из величайших бельгийских антропологов ХХ века, африканист Люк де Хеуш понимал обряды или ритуалы как «проект, направленный на защиту или восстановление деградировавшего существа, на повышение его жизненного потенциала или, напротив, на уничтожение субстанции других существ».
Он предложил различать три типа ритуалов: циклические структурные обряды (например, рождественские праздники); переходные обряды, связанные с необратимым временем (например, обряд инициации молодых людей или дни рождения); и обряды эпизодические, которые отмечают исторические нарушения коллективного и циклического порядка.

В связи с кризисом Covid-19 число этих последних обрядов значительно выросло, и их можно встретить в самых разных регионах нашей планеты.

Просить защиты у духов

Некоторые коренные народности на Филиппинах отреагировали на санитарный кризис, применив именно этот тип ритуалов. На Минданао жители общин призывали духов и просили их о защите от эпидемии. По мнению многих племен, таких как Букинон, «бедствия происходят из-за того, что люди нарушают законы природы». Другие жители заявили о необходимости восстановить гармоничные отношения с духами Земли и всем живым миром.

По сообщениям «Mindanao Daily», было организовано несколько ритуалов: Панагпенг - просьба о защите от болезней и бедствий, с жертвоприношением курицы; Паналавахиг - непосредственное обращение к духу Булалакаву, хранителю воды, который может ее очистить, если люди ее загрязнили; и Памугса - практика предотвращения стихийных бедствий в горах, лесах или деревнях.

На острове Лусон народности Центральной Кордильеры в провинциях Калинга, Ифугао и Иснег отреагировали аналогичным образом: они закрыли посторонним доступ свои деревни и занялись коллективными обрядами под руководством старейшин. В этом регионе более пятнадцати языковых групп, и на каждом наречии данные ритуалы назывались по-своему: тенгау или тенгао в провинции Калинга, те-ер, то-ор, убайя или тунгро в других местах.

Местная пресса писала, что связанные узлом пучки травы были разложены на дорогах, чтобы помешать людям их переходить. В регионе Бонток жители просили о помощи и защите Высшее Существо Лумавиг. Найденные части жертвенных животных (цыплят и свиней) указывают на то, что их просьбы были услышаны.

Закрыть двери

В Индонезии некоторые коренные народности придерживались аналогичного поведения. В Нуса-Тенгарре (Малые Зондские острова) вожди народностей Кенгге, Сесо и Ронгга собрались на пляже Мболата, к востоку от Мангараи, чтобы практиковать ритуалы «подо» с целью изгнания болезней. В жертву были принесены черный петух и яйцо, и был проведен ритуал «Pele Le Tadu Lau» или «Lalu», что буквально означает «закрыть вход».

Местный журналист цитирует слова одного из вождей: «Мы просим наших предков закрыть двери, чтобы предотвратить распространение вируса среди нас».
В провинции Национального парка Букит Дуабелас в некоторых этнических группах появилась система под названием «бесасадингтон», напоминающая социальное дистанцирование. Речь шла об изоляции больных и дополнительной помощи им со стороны наиболее смелых членов сообщества. Другие эпизодические обряды были отмечены в Таиланде у каренов, а также в Малайзии в племени оранг-асли, которые решили самоизолироваться в лесу.

Логика эпизодических обрядов хорошо известна в антропологии. Люк де Хеуш и Виктор Тернер, изучавшие некоторые из них среди племен тетела Касаи и ндембу в Южной Африке, пишут, что назначение этих практик - предотвратить непредвиденное, противостоять беспрецедентной угрозе: вспышке болезни или войне.

А что в Европе?

Некоторые считают происходящее на местах неэффективными или, по меньшей мере, необычными мерами для борьбы с бедствием. Но при этом забывают о том, что в Европе решение проблемы санитарного кризиса, вызванного коронавирусом Covid-19, также можно понимать как большой эпизодический обряд с похожей традиционной последовательностью действий.

По общему мнению, кризис вынудил людей изобретать новые ритуалы, например, в области похоронных практик, однако общая архитектура обряда является частью троичной структуры, когда-то подробно описанной Ван Геннепом и Тернером. Во-первых, это фаза разделения, ввиду установленных многими государствами ограничений, которые привели к закрытию границ и изоляции от внешнего мира. Время деконфайнмента, выхода из самоизоляции, - это переходный период, так называемая вводная промежуточная фаза, сопровождающаяся дискомфортом и опасностями. Данный период предшествует этапу агрегирования, который начнется с открытием кафе, ресторанов и гостиниц.

Чтобы понять, как именно проходят эпизодические обряды в Европе, мы должны вернуться к началу кризиса, когда нам объявили о полном карантине. Решение отдать предпочтение не экономике, а «жизни», остановить привычный ритм с целью спасения людей, в особенности наиболее уязвимых и пожилых, - и есть начало ритуала.

Эпидемиолог в роли церемониймейстера

Европейские государства и правительства взяли на себя обязательство справиться с возникшей катастрофой, даже если это означало «объявить войну вирусу», как было анонсировано во Франции. Иначе говоря, признать, что вирус способен действовать, то есть наделен волей. Далее классические составляющие многих обрядов становятся совершенно очевидными: это прежде всего маски и специальная одежда, защищающая от патогенов.

Ритуал также вывел на сцену более или менее заметных «прорицателей» - членов «научных советов» и эпидемиологов, которых рекламировали всевозможные СМИ. И хотя их расчеты и прогнозы часто основывались на неполных или даже ошибочных статистических данных, они легли в основу многих принятых политических решений.

Сама же беда оставалась невидимой и неизученной. И даже самые непримиримые скептики, не зная, как поступить, подчинились общим правилам игры. Именно эпидемиологи превратились в дирижеров большого человеческого оркестра, в «шаманов» и церемониймейстеров, отвечающих за проведение мероприятий. В этой ситуации больше всего бросается в глаза контраст между их точными графиками и строгими моделями, их верой в собственные прогнозы, побуждающей диктовать нам здесь и там различные предписания, с одной стороны, а с другой - неопределенной неуловимой болезнью, новые характеристики которой мы ежедневно обнаруживаем.

В торжественном призыве к обрядам не были забыты и те, кого стали приносить в жертву. Это люди так называемых профессий «повышенного риска» и социально неблагополучных профессий, мобилизованные на работу в эпицентре кризиса (с мерами защиты или без них). Это пожилые люди, которые оказались брошены на произвол судьбы в домах престарелых. Это также пострадавшие целые отрасли экономики и инвестиций, колоссальные финансовые потери, долгие годы долгов для будущих поколений и т. д.

Сирены и музыкальный шум в 8 вечера

Обряды связаны с мировым порядком. Точно так же меры по лечению Covid-19 были индивидуально и коллективно навязаны нам в виде строгих правил, во многих отношениях напоминающих табу: социальное дистанцирование, ограничение поездок не более 100 км и т. д.

Горе тем, кто хотел бы уклониться от этих правил! Они идут на личный риск и ставят под угрозу всю группу, а также процесс всей «медико-религиозной» операции, по выражению де Хеуша.

Что касается представителей религиозного сообщества, то, за исключением нескольких фундаменталистов, они хранят молчание и тоже подчиняются решению так называемых «прорицателей». А в звуковом плане мы слушали бесконечный оркестр, состоящий из сигналов сирен и музыкального пения в 8 вечера, вплоть до выхода из самоизоляции.

Решение о том, в какой момент начнется деконфайнмент, приняли государства. При этом они без колебаний отрицали, что вирус эволюционирует в форме колоколообразной кривой, этой часто встречающейся и одновременно загадочной форме, по мнению инфекционистов. Правительства и их церемониймейстеры предпочитали видеть в этом феномене очевидные последствия предпринятых несколькими неделями ранее ограничительных мер и социального дистанцирования. Тем самым они приписывали себе этот «успех» и подчеркивали эффективность предпринятых действий. Неважно, хватало ли масок и тестов, неважно, что механизмы коллективного иммунитета оставались неизвестными. Нам говорят, что кривая распространения вируса пошла вниз благодаря профилактическим мерам. Также нас предупреждают, что если появятся тревожные признаки возобновления эпидемии, то ограничительные меры вернутся.

Неспособность к предвидению

Люк де Хеуш пишет по поводу племени Лунда, что болезнь - это одновременно знак и прозрение, обещание лучшей жизни. Как похоже это на те речи, которые мы сегодня слышим отовсюду, с надеждой на лучший мир, с призывами к лучшей жизни, более гармоничной и более уважительной к природе!

Эпизодические обряды показывают, что народы Юго-Восточной Азии и люди Запада приходят к довольно близким выводам, несмотря на разницу выбираемых путей. Все трактуют катастрофу Covid-19 как видимый знак того, что отношения между людьми и окружающей средой были нарушены.

Однако в данном случае спасение больше не зависит от божества или главных духов. Наше спасение было доверено экспертам и технике. В то же время этот вирус напоминает нам о месте, которое люди занимают среди других живых существ, а не над ними. Другими словами, мы должны помнить о нашей глубокой уязвимости и неспособности к предвидению.

Перевод с разрешения автора: Инна Меркулова.


Читать также