20.07.2020

Семиотика ГАУГН. Сьюзан Петрилли о ценности и красоте жизни

Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о ценности и красоте жизни поделилась профессор философии и теории языка университета Бари, приглашенный научный сотрудник университета Аделаиды в Южной Австралии Сьюзан Петрилли.

Постичь жизнь и ее течение в поисках смысла и значения нашего существования и на этом пути, возможно, даже (вновь) увидеть абсолютную красоту - не так уж просто. То, что мы обречены на выживание, - априори неизбежное условие. Наши мнения, перспективы, убеждения, знания, опыт, компетенции, намерения, цели, чувства, ощущения, суждения и способности, подходы и ценности - все они варьируются необычайно, по крайней мере настолько, насколько меняются сами люди, стремящиеся понять, что происходит. А понимать - значит интерпретировать и переводить, создавать, развивать, жить, процветать и общаться.

Сейчас время кризиса COVID-19. Мир стремительно катится вниз. Каналы связи по всему миру резко прерываются в попытке противостоять этому мощному и в то же время хрупкому вирусу, угрожающему жизни на всей планете, - ведь ему не нужен паспорт и гражданство, он не знает границ: ни национальных, ни экономических, ни политических, ни расовых, ни социальных, ни гендерных, ни религиозных. И всеобщий призыв от тех политиков, кто нами управляет, говорит о сотрудничестве, соучастии и ответственности.

Как ни парадоксально, это призыв к открытому сотрудничеству. Но открытому для чего? Ведь нас вынуждают закрыть двери из страха перед другим - другим человеком, другой нечеловеческой силой, нашей естественной окружающей средой и Вселенной. Нужно открыться к иным формам поведения, ориентированным на ценность Другого: ради другого, во имя другого, во имя самого себя как другого. Мы призваны беречь наше здоровье, благополучие и безопасность, беспокоиться за другого: не бояться его, а бояться за него, за его здоровье и безопасность, ибо они - условие для нашего собственного выживания. Мы призваны заботиться о других и друг о друге, если не во имя любви к ближнему, то ради выживания - твоего, моего.

Но еще более важно то, что это обращение к нам конкретно, к каждому уникальному индивидууму, которого не следует путать с эгоистичным близоруким индивидуалистом. Каждый призван проявить позицию соучастия и сотрудничества ради сохранения жизни общества и его членов, на локальном и глобальном уровне, ради блага Другого. Призыв к действию в данном случае - это призыв выстроить диалог и услышать собеседника, к общему соучастию, к прерыванию всех тех коммуникативных связей, которые угрожают жизни и наносят вред. Призыв слушать и заботиться о других, ради нашего и их выживания.

В этом призыве заключена красота COVID-19. Он говорит нам, что каждый человек сам по себе ценность, поэтому нужно заботиться и быть ответственным за других ради них и ради себя самого, особенно в нашем глобальном и глобализированном мире.

Мы должны в конце концов ощутить неизбежность диалога и физической взаимосвязи, понять необходимость дарить сообществу свое внимание и сотрудничество. Постичь истину о нашей физической взаимозависимости, о необходимости совместной ответственности во всем мире, поверх границ и барьеров, как условии жизненного процветания: жизни твоей, моей, жизни другого, жизни общества. Вот в чем заключается красота.

Всеобщая беспрецедентная угроза жизни прямо говорит нам, благодаря современным мощным каналам связи, что мы не одиноки, что изолированное существование - это иллюзия. Чрезвычайная ситуация нынешнего глобального кризиса (экологического, гуманитарного, политического, экономического) показала, насколько мы все физически связаны друг с другом: угроза моему телу - это угроза твоему телу и телу другого человека, поверх барьеров и стен, нравится нам это или нет. Мы вместе навсегда.

Именно это понимание должно стать стимулом политики, экономики, финансовой и правовой систем в сегодняшнем глобализированном мире. Политическая пропаганда - нечто совсем другое. В таком контексте всем ясно, что безопасность и здоровье - вопросы глобальные: здоровье глобально, безопасность глобальна, ведь речь идет конкретно о каждом из нас. Все, что меньше, определяется границами заданной идеологии, будь то близорукая идеология мирового рынка, идеология глобальной коммуникации, национальная и наднациональная идеология, - границами идеологии сегодняшнего капитализма с его ненасытной рыночной жаждой потребления.

Однако забота, самопожертвование и ответственность не вписываются в рамки рыночной логики. Они должны выйти за рамки общественных ограничений, которые по сути всегда идеологически ограничивают нашу идентичность. Настоящие безопасность, здоровье и красота - в возможности встречаться с другими людьми, дарить им свою заботу, вместе нести ответственность и строить взаимный диалог, выходящий за рамки эгоистичных и недальновидных интересов так называемого «идеологичного» рынка.

Глобальная угроза жизни подчеркнула значение каждого отдельного человека на нашей планете, и не только для себя самого, но и для всего мирового сообщества. Каждый человек что-то значит в жизни и судьбе другого человека. Общество может выжить и прийти к процветанию только при условии диалога и физического взаимодействия одного уникального индивидуума с другим, столь же уникальным. Функционирование общества полностью зависит от взаимодействия отдельных индивидуумов между собой. Физическое интеркорпоральное взаимодействие, взаимосвязь, взаимозависимость - в биосфере, в семиосфере - это биосемиологическая истина нашей жизни, это само по себе условие для социального, культурного, исторического процветания общества.

В глобальной семиотической перспективе биосфера и семиосфера пересекаются. Семиотика утверждает, что жизнь и семиозис как рождение смысла, знаковая деятельность и общение сходятся и перетекают друг в друга. Жизнь - это общение, а общение - это обучение. Причем речь идет об обучении на протяжении всей жизни, а не просто узнавании нового с помощью современных электронных средств. Это обучение в соответствии с требованиями семиозиса, обучение эволюционное, а также повторение того, что мы знали, но забыли, это всегда исследование и открытие нового или хорошо забытого старого. Мы должны прислушаться к музыке земли, моря, воздуха, к словам другого - человека или другого существа. Мы - все вместе, объединенные красотой одного, но такого разнообразного мира. Все как один в мире многогранном, полифоничном, динамичном и диалогичном, подобно героям Шекспира, мы скажем: «Да будет музыка»!

Интервью и перевод: Инна Меркулова.


Читать также