24.11.2023

Состоялась научно-практическая конференция «Академический университет и гуманитарное образование в московских школах»

16 ноября Государственный академический университет гуманитарных наук при поддержке Правительства Москвы и Департамента образования и науки города Москвы, совместно с Институтом всеобщей истории РАН провёл научно-практическую конференцию «Академический университет и гуманитарное образование в московских школах». Мероприятие состоялось в залах Президиума Российской академии наук.

Участники конференции подвели результаты работы по проекту «Университетская среда ГАУГН для учителей» и обменялись опытом по внедрению полученных знаний, новых методов и приемов преподавания общественных и гуманитарных наук. Особое внимание было уделено теме сотрудничества университетов, научных организаций и московских школ

С приветственным словом к гостям Конференции обратился историк, президент ГАУГН академик РАН Александр Чубарьян:

«Сегодня происходит переосмысление и реформирование подходов преподавания гуманитарных дисциплин в средней школе. Уже подготовлены единые учебники по истории для старшей школы, к 1 сентября школам предоставят пособия по истории для 5-9 классов. Готовятся учебники по русскому языку, литературе. ГАУГН, выступающий кузней высококвалифицированных гуманитарных специалистов, активно участвует в этих разработках и помогает школам Москвы с освоением новых материалов. По итогам такого взаимодействия Университет планирует получить хорошо подготовленных абитуриентов, в которых мы так нуждаемся.

В наших планах расширять научную базу школьных преподавателей гуманитарных дисциплин. Кроме того, нужно наполнить преподавание современными научными достижениями, чтобы учитель мог понимать и использовать новые подходы и обобщения, которые делаются в отношении дисциплин средней школы.

Также, отмечу, что сейчас существенно меняется система методического подхода преподавания. Современные школьники имеют доступ к неограниченному кругу информации, учителю становится всё сложнее готовиться и осваивать все необходимые для уроков материалы. Поэтому высшая школа должна активнее включаться в помощь школьным учителям, устанавливать и развивать связи со средней школой», — заключил Александр Чубарьян.

В рамках конференции состоялись две экспертные сессии: «Школа и гуманитарный вуз – пути сотрудничества» и «Преподавание истории в школах: современные вызовы». В сессиях приняли участие ведущие ученые, руководители образовательных организаций города Москвы, представители Департамента образования и науки города Москвы и Российского исторического общества.

Модерировал работу первой секций проректор по науке и дополнительному образованию ГАУГН Николай Промыслов:

«ГАУГН впервые участвовал в проекте "Университетская среда для учителей", но для нас всегда было понятно, что нужно выстраивать связь между высшей и средней школой. За год в наших лекциях и мастер-классах приняло участие более 1000 учителей. Однако, мы все равно должны совершенствовать форматы, слышать запросы преподавателей. Давайте поговорим о том, что мы можем как академический институт предложить интересного школам и что школы ждут от нас. Ведь нам необходимо учитывать специфику того, что не каждый вузовский специалист готов работать со школьной аудиторией. В гуманитарных науках связка школьного образования и академического, как мне кажется, намного меньше, чем в естественных. И важно понимать, по каким направлениям действительно важно ее выстраивать, а где сосредоточиться на развитии методик преподавания в школе», — отметил Николай Промыслов.

В рамках мероприятия также была организована панельная дискуссия «Учителя в авангарде образования: научно-исследовательская и проектная деятельность школьников», на которой учителя московских школ и других регионов поделились своими наработками по технологии организации научно-исследовательской и проектной работы школьников в сфере общественных и гуманитарных наук, обсудили свои проекты в открытой дискуссии с организаторами и экспертами конференции.

В дискуссиях о том, чем университет и научные организации могут быть полезны для школ, также приняли активное участие проректор по учебно-методической работе и цифровизации ГАУГН Максим Стычинский, директор лицея НИУ ВШЭ Валерий Пазынин, директор школы № 814, председатель Ассоциации классных руководителей Максим Иванцов, директор школы и детского сада «МИР» города Доброград Лада Силина, заместитель декана Исторического факультета ГАУГН, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Анастасия Майер, заместитель директора ИВИ РАН по научной работе, доцент Исторического факультета ГАУГН Герман Гиголаев, учитель истории «Пятьдесят седьмой школы» Михаил Фрухт, директор школы-интерната «Интеллектуал» Илья Запольский и специалист Института Дополнительного профессионального образования ГАУГН Юрий Татунов.

Напомним, при поддержке Правительства Москвы и Департамента образования и науки города Москвы в рамках проекта «Университетская среда для учителей» в период с февраля по декабрь ГАУГН реализовал более 40 мероприятий научно-образовательного и просветительского характера (лекции, мастер-классы, практикумы) по истории, экономике, психологии, философии, социологии, археологии, политологии и другим общественным и гуманитарным наукам. Ключевой целью цикла мероприятий было не просто рассказать учителям и педагогам об актуальных достижениях гуманитарных наук, которые могут быть использованы при организации преподавания предметов социогуманитарного цикла, но и создать площадку для открытого обсуждения насущных проблем в сфере школьного социогуманитарного образования.

По итогам проведенных лекций для учителей и педагогических работников школ Москвы были собраны лучшие методические разработки педагогов и научных сотрудников университета и Институтов РАН, которые уже используются в практике школьного преподавания. Учителями были представлены исследовательские проекты, посвященные разработке и применению новых образовательных технологий, которые должны уже в ближайшей перспективе усилить профориентационное направление общего уровня образования, ускорить сближение научного знания и педагогических практик.

Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН


Читать также