12.03.2024

Представители российских вузов обсудили актуализацию социально-гуманитарных дисциплин

5 и 6 марта прошла научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Государственное управление», организованная в рамках проекта «ДНК России» Государственным академическим университетом гуманитарных наук и Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук  (ИНИОН РАН). 

В конференции приняли участие 300 представителей от 122 российских вузов, в том числе из Луганского государственного университета имени Владимира Даля, Крымского федерального университета, Херсонского государственного педагогического университета, Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, Донецкого национального технического университета, Донецкого государственного медицинского университета имени М. Горького, Мариупольского государственного университета имени А.И. Куинджи и др. 

Конференция была посвящена актуализации содержания дисциплины «Государственное и муниципальное управление», предлагаемой к внедрению в программы высшего образования уровня бакалавриата и специалитета, за исключением направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

На открытии конференции с приветствием выступила заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Светлана Кочетова, директор ИНИОН РАН член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов и исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов. 

По словам заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой, «стартовал новый этап внедрения курса “Основы российской государственности” — этап его синхронизации с действующими дисциплинами социогуманитарного блока. Это необходимо для того, чтобы усилить ценностную рамку и воспитательную повестку в целом». 

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Светлана Кочетова отметила, что в 413 российских вузах реализуется программа подготовки «Государственное и муниципальное управление». При реализации данной программы и преподавании ГМУ важно уделять внимание качеству образования. «Хотелось бы, чтобы конференция прошла успешно, потому что от того результата, который мы получим и которым мы внедрим в вузах, зависит и будущее нашей страны» — подчеркнула эксперт.

В приветственном выступлении начальника управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС Александра Юхно речь шла о ценностном повороте в системе образования. Реализуя задачи государственной политики в области образования и воспитания молодежи, важно сохранить достижения отечественного высшего образования, осуществлять работу по актуализации социогуманитарных дисциплин системно и придерживаться научных принципов.

Исполняющий обязанности директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Руслан Корчагин подчеркнул, что «и в рамках сообществ, и в рамках федерального учебно-методического объединения (ФУМО), и в рамках учебно-методических советов университетов, и в рамках нашего сегодняшнего мероприятия мы, как сообщество профессионалов, должны ответить на вопрос, каким образом воспитательная функция может быть имплементирована в образовательную деятельность, в том числе на уровне дисциплины, чтобы эта функция стала компонентом определенных дисциплин по аналогии с “Основами российской государственности”». В формировании мировоззренческих ценностей участвуют и государство (прежде всего как субъект государственной политики и как заказчик для выпускников программ по ГМУ), и вузы. Руслан Корчагин остановился на трех аспектах, которые необходимо проработать при переходе к ценностному подходу в образовании. Во-первых, следует определить специфику национально-ориентированной модели государственного управления. Во-вторых, необходимо связать актуализацию социогуманитарных дисциплин с компетентностным подходом, в том числе с переходом к ФГОС ВО 4-го поколения. Наконец, надо подготовить преподавателей, которые смогут реализовывать воспитательную компоненту в своей деятельности.

Руководитель Департамента политики и управления Факультета социальный наук и научный руководитель Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Клименко обратил внимание, что следует различать преподавание ГМУ для профильных и непрофильных специальностей. В первом случае данная дисциплина призвана дать широкий обзор с целью сориентировать студентов в предметном поле ГМУ и помочь им выбрать свою специализацию, поэтому данный курс включает большой объем исторических и теоретических тем. Во втором случае курс ГМУ может дать общее понимание анатомии и физиологии прежде всего исполнительной власти. В этом случае целесообразно говорить о феномене государства и государственной службы, структуре и внутренней организации исполнительной власти, функциях (регулирование, реформы, сфера услуг, планирование и стратегирование), системе взаимодействия с гражданским обществом и НКО, возможностях участия граждан в государственном управлении. Вопросы цифровизации государственного управления целесообразно рассматривать в рамках перечисленных функций. Поскольку Россия занимает высокие позиции в рейтингах стран по многим параметрам (в частности, по оказанию государственных услуг и по подходам к государственному регулированию), то лучший международный опыт государственного управления следует упоминать в рамках курса ГМУ в сравнении с тем, что есть в России.

По мнению декана факультета политологии СПбГУ и заместителя председателя ФУМО по УГСН 41.00.00 «Политические науки и регионоведение» Александра Курочкина, преподавание ГМУ, как и подготовка государственного и муниципального служащего должно носить перспективный и проективный характер, в том числе с учетом тех изменений рынка труда, которые происходят под влиянием цифровизации. Следует сформировать у студентов положительный образ государственного и муниципального служащего, отличающийся от негативного образа, транслируемого в современной массовой культуре. Актуализация дисциплины ГМУ безусловно необходима по причине институционализации духовно-нравственных ценностей. При этом надо сделать акцент на формирование аналитических, коммуникативных и ценностных компетенций у студента. В связи с формированием единого пространства публичной власти Александр Курочкин предложил скорректировать название дисциплины, которая могла бы называться «Государственно-муниципальное управление» или «Управление в сфере единой системы публичной власти».  

Доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления, заместитель декана экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по учебно-методической работе, ученый секретарь ФУМО по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление» Ирина Телешова обратила внимание на то, что при разработке РПД дисциплины ГМУ нужно прежде всего уделить внимание компетенциям. От выбора компетенций, которые должны формироваться в рамках образовательной программы и конкретной дисциплины, будут зависеть содержание и структура дисциплины, трудоемкость освоения, технологии и методики преподавания и обучения, оценочные средства. На примере проекта ФГОС ВО 4-го поколения Ирина Телешова показала, как происходит внедрение ценностного подхода в высшем образовании. Так, в ФГОС 4-го поколения планируется включить такие универсальные компетенции, как УК 1 – Ценности и мировоззрение, научная методология и системное мышление (Способен использовать философские знания, научную методологию и традиционные духовно-нравственные ценности для формирования научного мировоззрения, логического и системного мышления), УК 2 – Историческое сознание и патриотизм (Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, понимать ее место и роль в современном мире для формирования собственной гражданской позиции и развития патриотизма), УК 3 – Правовое и политическое сознание, гражданская позиция (Способен формировать правовое сознание, отстаивать гражданскую позицию, в том числе нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению) и др. При этом каждая образовательная программа должна формировать у обучающегося все универсальные компетенции.

Главный научный сотрудник, заместитель директора по научной работе и руководитель центра социальных научно-информационных исследований ИНИОН РАН Дмитрий Ефременко обратил внимание, что в Послании Президента Федеральному Собранию, которое состоялось 29 февраля, сформулирован запрос на рекрутирование участников специальной военной операции и формировании новой генерации управленческой элиты, а следовательно, и на подготовку новых управленческих кадров. Эта работа даст импульс исследовательским организациям и научно-исследовательским центрам в разработке новых научных и учебно-методических материалов, в частности, по административной истории России. В условиях специальной военной операции вопросы кризис-менеджмента безусловно должны занять больше места в преподавании ГМУ.

Завершил пленарное заседание доклад руководителя опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» ГАУГН, старшего научного сотрудника кафедры истории и теории политики МГУ имени М.В. Ломоносова Андрея Топычканова. В феврале Центром был проведен опрос преподавателей ГМУ. В нем приняло участие 182 человека. Большинство преподавателей (94,5 %) убеждены в необходимости актуализации государственно-управленческих дисциплин. В докладе перечислялись основные предложения преподавателей, в том числе по синхронизации преподавания ГМУ и «Основ российской государственности».

Данные предложения стали предметом обсуждения в рамках стратегической сессии и секционных заседаний. В ходе работы конференции сформулированы предложения по совершенствованию преподавания ГМУ и началась подготовка методических рекомендаций по актуализации данной дисциплины с целью последующей разработки учебно-методического комплекса «Государственное и муниципальное управление». 

Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН



Читать также