
В статье обосновывается оригинальная концептуализация молчания как социального явления посредством когнитивно-методологического инструментария теории практик и социологии повседневности. Различные интерпретации молчания, которые можно встретить в социально-гуманитарных текстах, чаще напрямую связаны с формами употребления слова «молчание» в обыденном языке. Зачастую авторы заимствуют из последнего не только само понимание данного феномена, но и окружающие молчание таинственность и нелогичность, не удовлетворяющие исследователя, стремящегося к ясности.
Понятие «молчание» нередко используется как метафора, что поэтизирует и мистифицирует дискурс о нем. Следование за молчанием по лабиринтам бытового и художественного языка оборачивается разговорами о «безмолвии природы», Бога, души, мест и пространств, «молчании народов» и обществ, других «фантастических» формах молчания, понятных интуитивно, но не поддающихся прямому научному изучению.
Концепция молчания как практики, по мнению авторов, способна вывести разговор о нем на более «плотный» эмпирический уровень и показать, как здесь и сейчас, в мире повседневности люди могут молчать в типовых социально-организованных ситуациях. Статья формирует методологическую оптику, на которой основывается и диссертационное исследование Анастасии Спиркиной.
Социологический факультет ГАУГН поздравляет авторов и желает дальнейших научных успехов.
Фотография предоставлена сотрудниками Социологического факультета ГАУГН.