Панельная дискуссия «Коллективные память в Евразийском пространстве: методология и практика» состоялась в рамках научного трека международного форума «Пространство Евразии».
Учёные вместе с молодыми участниками из стран ЕАЭС поговорили о вызовах для коллективной памяти в цифровую эпоху, оценили современные риски для наследия прошлого, связанные с активным использованием цифровых средств.
По мнению модератора дискуссии, заместителя декана философского факультета ГАУГН, старшего научного сотрудника факультета политологии МГУ Натальи Емельяновой, сегодня как никогда важно сохранять длящийся диалог о прошлом: «Необходимо прорабатывать общественный консенсус, согласие общества по значимым событиям, событиям памяти, в том числе в рамках динамично изменяющегося цифрового пространства».
«Коллективная память представляет собой мнение определенной социальной группы о том, как разворачивались события. В этом мнении используются и факты, и конфабуляции, и элементы идеологии. История же, если мы говорим о добросовестном подходе к ней, пытается опираться на факты и быть объективной», - уточнила в ходе дискуссии профессор ГАУГН, руководитель исследовательского проекта, реализуемого на базе философского факультета ГАУГН при поддержке РНФ «Проблема коллективной памяти в эпистемологическом и политико-культурном измерениях» Елена Труфанова.
В ходе дискуссии были представлены различные точки зрения на проблему трансформации, изменения коллективной памяти в эпоху активного использования современных цифровых технологий.
Существенный риск - утрата государством монополии на коллективную память. Современные цифровые средства создают рынок мировой памяти, отметил доктор политических наук, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ Сергей Володенков.
«Сегодня, когда государство утратило монополию формирования модели исторической памяти, возникает некая конкуренция в публичном пространстве на уровне продвижения соответствующих публичных моделей, формируется рынок мировой памяти, где есть товар в виде соответствующей модели, есть интересант, который продвигает эти модели и, собственно говоря, что остаётся разным моделям памяти, несмотря на то, истина она или нет, выживать в условиях конкуренции. Это битва за умы», - отметил Сергей Володенков в ходе обсуждения на форуме «Пространство Евразии».
По мнению кандидата философских наук, доцента кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Даниила Аникина, инструменты цифровизации памяти имеют куда большее влияние на общество, чем традиционные формы коммеморативных практик:
«Сейчас большее влияние [имеют] не церемонии или ритуалы, а инструменты цифровизации памяти. Негативный пример - в этом году 8 мая в «Твиттере» Госдепартамента США появилась информация о том, что победителями во Второй Мировой войне являются Великобритания и США. Важно то, что это сообщение вызвало определенную полемику, вызвало реакцию со стороны российских дипломатов», - рассказал Аникин.
Целый ряд свойств современных цифровых технологий позволяют информации распространяться с большой скоростью, что, по словам исследователей, приводит к ещё одной тенденции, возникает интенсификация локальных памятей, то есть памятей групп.
«Это приводит, с одной стороны, к сплоченности внутри группы, но с другой стороны, к усилению противостояния между группами. Коллективная память хороша, как скрепляющая сообщество, она объединяет сообщество в единое целое, но одновременно с этим она усиливает тот антагонизм, который существуют между разными формами коллективных памятей. Это могут быть памяти разных народов, памяти разных профессиональных групп, памяти разных возрастных групп», - рассказала доктор философских наук, профессор ГАУГН, руководитель исследовательского проекта, реализуемого на базе философского факультета ГАУГН при поддержке РНФ «Проблема коллективной памяти в эпистемологическом и политико-культурном измерениях», - сказала Елена Труфанова.
По мнению эксперта, противостоять «войнам памяти» может история. Однако, по мнению исследователя, история на сегодняшний день часто обвиняется в том, что она используется как инструмент идеологии. «Нужно различать коллективную память и историю», - заключает Труфанова.
Кроме того, в ходе дискуссии были представлены исследования межпоколенческих разрывов, которые оказывают деструктивное влияние на современное состояние коллективной память. Так, доктор политических наук, заместитель заведующего кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Антонина Селезнева рассказала о главных проблемах миллениалов и хоумлендеров, связанных с восприятием истории.
«На протяжении многих лет история в представлениях молодежи - разрозненный фрагментарный набор отдельных исторических событий, личностей, не связанных между собой в единую картину. Мы не можем современной молодежи приписать историческое сознание, мы его не наблюдаем», - рассказала Селезнева.
По её словам, причин этому может быть множество: как современный подход к изучению истории в школах, так и историческая политика на уровне государства.
Почетный профессор факультета политологии ГАУГН, ведущий научный сотрудник кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Александра Яковлева представила обзор востребованных в научном сообществе тем, связанных с мемориальными исследованиями на примере тематического номера ЭНОЖ «История».
В завершении public talk модератор мероприятия Наталья Емельянова отметила основной вызов для формирования совместных мемориальных практик и выверенной политики памяти на евразийском пространстве - это продолжающееся активное формирование национальных нарративов, наложенное на межпоколенческие разрывы, усиленные и обостренные цифровизацией.
Среди участников дискуссии прошел конкурс на лучший вопрос. В итоге отдельный подарок вручат участнице Нине Маргарян на очном этапе форума, который состоится весной 2021 года.
Справочно: международный форум «Пространство Евразии» - это дискуссионная площадка на базе ГАУГН, объединяющая молодых ученых, лидеров и журналистов из стран Евразийского экономического союза - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
Текст: научный сотрудник философского факультета ГАУГН Рустам Сабанчеев.