24 сентября при поддержке Минобрнауки России и проекта «ДНК России» ГАУГН провел межведомственный круглый стол «“Разговоры о важном” и “Основы российской государственности”: к проблеме синхронизации воспитательных практик». На мероприятии представители общеобразовательных организаций и организаций высшего образования, Российской академии образования и проекта «ДНК России» обсудили интеграционные возможности курса ОРГ и внеурочных занятий «Разговоры о важном» в контексте реализации воспитательной компоненты отечественного образования.С приветственным словом к участникам Круглого стола обратился заместитель руководителя Опорно-методического и информационного центра Модуля «Основы российской государственности» Юрий Татунов: «В ходе реализации национальный проект “Молодежь и дети” стал неразрывно связан с концепцией непрерывного образования, проходящей красной нитью через все стадии взросления, становления и профессиональной реализации гражданина. В этой системе “Разговоры о важном” и “Основы российской государственности” имеют первостепенное воспитательное значение, составляют, по аналогии, систему непрерывного воспитания, которой сейчас отводят важное место в отечественном образовании. Стремление гармонизировать процесс воспитания путем синхронизации этих курсов абсолютно понятно вне зависимости от участия в воспитательном процессе различных ведомств и естественно для теоретиков и практиков как вузов, так и школы».
С ключевыми докладами выступили доцент кафедры права Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Анна Орлова, доцент Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета Наталья Шевченко и учитель истории и литературы ГБОУ «Школа № 1101» Матвей Зверков.
В ходе обсуждения участники Круглого стола отметили, что содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» должно учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволит обеспечить единство обязательных требований ФГОС не только на уроках в школе, но и во внеурочной деятельности. Также было предложено выработать механизм внедрения отечественного опыта в сфере реализации учебной дисциплины «Основы российской государственности» в преподавание курса «Разговоры о важном».
Отдельно обращено внимание на взаимосвязь традиционных российских духовно-нравственных ценностей с различными элементами гражданского мировоззрения. Поскольку на уроках «Разговоры о важном» перед педагогом ставится задача — развитие у школьника ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, — предложено внедрить и использовать на занятиях следующие системные представления:
• для элемента «Человек», раскрывающегося в ценностных принципах созидания и развития, особое значение имеют такие традиционные ценности, как жизнь, достоинство, общепризнанные права и свободы;
• для элемента «Семья», раскрывающегося в ценностных принципах любви и доверия, особое значение имеют такие традиционные ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение;
• для элемента «Общество», раскрывающегося в ценностных принципах согласия и сотрудничества, особое значение имеют такие традиционные ценности, как высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным и коллективизм (общинность);
• для элемента «Государство», раскрывающегося в ценностных принципах силы и ответственности, особое значение имеют такие традиционные ценности, как гражданственность, справедливость, единство народов России и гуманизм;
• для элемента «Страна», раскрывающегося в ценностном принципе единства многообразия, особое значение имеют такие традиционные ценности, как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений.
Важно подчеркнуть, что элементы, взятые вместе, охватывают традиционные ценности российской цивилизации и образуют уникальное российское мировоззрение.
Учитывая специфику курса «Разговоры о важном», в ходе работы круглого стола было предложено делать акцент не только на фактические знания, которые не могут дать полного представления об изучаемом объекте. Поэтому участниками Круглого стола предложено сфокусировать внимание в том числе на понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, основные закономерности предметной области, а также на стратегии принятия решений. Эта схема успешно реализуется в курсе «Основы российской государственности».
Участники круглого стола отметили ряд проблем, выявленных в ходе проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном»:
• фрагментарность подачи информации, в связи с чем у школьников отмечаются сложности с пониманием причинно-следственных связей, с обобщением и систематизацией, и в результате — поверхностное усвоение материала;
• отсутствие четкой и понятной концепции, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и предусмотренной отечественной системой суверенного образования;
• отсутствие методических рекомендаций, программ повышения квалификации, направленных на внедрение в занятиях практико-ориентированных форматов и форм проблемно-ценностного общения;
• отсутствие методических рекомендаций по формированию механизмов работы со школьными медиа в поддержку занятий учащихся.
Круглый стол был организован и проведен ГАУГН в рамках федерального проекта «Мы вместе (воспитание гармонично развитой личности)» национального проекта «Молодежь и дети».
Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН





