11 декабря отдел профориентации школьников Института дополнительного профессионального образования совместно с Филологическим факультетом ГАУГН провел для обучающихся лингвистического и гуманитарного класса школы № 57 научный доклад, направленный на знакомство профильных классов Школы с лингвистической наукой и одной из наиболее актуальных проблематик, изучаемой на Филологическом факультете Университета.
Спикером на мероприятии выступил глава кафедры прикладных лингвистических и литературоведческих исследований, доцент Владимир Карпов.
Доклад посвящен одной из самых интересных научных проблем современной лингвистики – происхождению языка человечества и возможности его реконструкции. Научные подходы к решению данной проблемы стремятся комбинировать классические методы сравнительно-исторического языкознания с современными компьютерными технологиями и междисциплинарным подходом, объединяющим лингвистику, генетику, палеонтологию и антропологию.
Ученые разных специальностей сотрудничают, чтобы пролить свет на древние корни человеческого языка и выяснить глубину, на которую мы способны заглянуть в лингвистическое прошлое. На земле существует более 6000 живых языков, распределенных по многочисленным языковым семьям. Это огромное многообразие ставит перед исследователями сложные вопросы: является ли оно следствием существования нескольких исходных языков-предков, или все языки восходят к единому протоязыку?
Если это так, то почему мы наблюдаем такое огромное разнообразие в структуре языков: одни языки тональные, другие флективные, а третьи агглютинативные? Какие гоминиды и когда могли обладать протоязыковой способностью? И, наконец, главная загадка: насколько глубоко в прошлое может проникнуть наука при реконструкции древних языков и какие инструменты и методы доступны лингвистам?
Традиционный сравнительно-исторический метод, долгое время служивший основным средством реконструкции праязыковых состояний и полагавшийся на кропотливый ручной анализ, теперь дополняется мощными вычислительными инструментами, в том числе с опорой на нейросети, а также последними достижениями в области палеогенетики, палеонтологии и археологии.
Проект «Гуманитарный класс» направлен на расширение кругозора старшеклассников московских школ, знакомство их с передовыми исследованиями в области гуманитарных наук и помощь в профессиональной навигации. ГАУГН, как один из ведущих гуманитарных вузов страны, активно участвует в проекте, открывая для будущих абитуриентов мир академической науки.
Фотоматериал: Институт дополнительного профессионального образования ГАУГН

