В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который ежегодно отмечается в России 19 ноября, ГАУГН продолжает рубрику, посвящённую нашим преподавателям.
Третий герой нашей рубрики — Елена Викторовна Леонова, преподаватель кафедры «Археологии» Исторического факультета и научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН. Елена Викторовна — это человек, который доказывает, что археология — это не просто профессия, а настоящая страсть.
Что вдохновляет вас в научной работе и помогает двигаться вперед?
Елена Леонова: Вдохновляют неожиданные идеи, которые возникают в процессе работы. Иногда находки заставляют нас смотреть на вещи по-новому, что, в свою очередь, приводит к пересмотру материалов, публикаций и отчетов. По сути, наука — это детектив, который постоянно хочется разгадать. Я люблю головоломки. Мне всегда было интересно, как человек может жить в природе, обходясь минимальными подручными ресурсами, каким способами может адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Это одна сторона. А другая – это, конечно, то, что археология наука полевая. Последний фактор был достаточно весомым для меня в выборе профессии.
Какая находка запомнилась вам больше всего?
Елена Леонова: Если говорить о запоминающихся находках, то в первую очередь вспоминается экспедиция под руководством В.П. Любина в Монашеской пещере, где мы обнаружили разрозненные кости неандертальца. Я была тогда ещё студенткой, и это был один из первых значимых для меня моментов. Также запомнилась работа на Зарайской археологической стоянке (Зарайск А), культурный слой которой, с одной стороны довольно сложный, с большим количеством ям, мерзлотных трещин, но, с другой, это всё можно «прочитать», понять, как накапливался слой, определить какой объект был раньше, какой позже. Это поражало!
Что вам больше всего нравится в работе со студентами?
Елена Леонова: Больше всего нравится взаимопонимание. Когда ты видишь, что студентам действительно интересно то, о чем ты рассказываешь, и они понимают даже сложные вещи. Важно перейти к понятным примерам, чтобы объяснить трудные концепции. Бывает, что студенты сами подсказывают интересные мысли, задают вопросы, о которых ты не задумывался.
Если бы вам предложили преподавать дисциплину, не связанную с вашей специальностью, что бы это было?
Елена Леонова: Я бы выбрала что-нибудь связанное с исторической лингвистикой (закономерностями изменений языка), быть может, этнографией, зоопсихологией или этологией млекопитающих.
Если бы вы могли что-то изменить в системе высшего образования, что это было бы?
Елена Леонова: Хотелось бы побольше студентов, которые приходят учиться и творить, а не просто "отсиживать" пары. Думаю, что для этого нужно подумать о большей свободе выбора курса. Студенты должны иметь возможность выбирать предметы, которые им действительно нравятся, а преподаватели — предлагать курсы, вызывающие дискуссии и здоровые споры.
Какая самая забавная ситуация произошла с вами на занятиях?
Елена Леонова: На лекциях бывает весело, но самые смешные моменты случаются на экзаменах. Однажды студентка, рассказывая о методах датирования, начала так: «Когда умирает животное или человек, его тело остывает до 14 градусов...». Я была в замешательстве и даже засомневалась в своих знаниях, вдруг что-то забыла. Но потом понял, о чём речь. Не каждый мой коллега археолог сразу догадается, про какой метод идет речь.
Какой ваш любимый фильм и что бы посоветовали студентам?
Елена Леонова: Трудно выбрать один фильм, ведь любимый фильм не обязательно тот, который часто пересматриваешь. Но могу посоветовать «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, «Не горюй» Георгия Данелии и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Эти фильмы точно заслуживают внимания.
Если бы ваша лекция была жанром фильма, что бы это было?
Елена Леонова: Детектив или, возможно, иронический детектив.
Если бы у вас был шанс пообщаться с любым историческим деятелем, кто бы это был?
Елена Леонова: Сложно сказать. Возможно, я бы выбрала Александра Сергеевича Пушкина, если он подходит под понятие «исторический деятель». Или с кем-то из тех, кто стремился делать добро, не унижая и не уничтожая других, с одной стороны, а с другой, который обладал бы юмором и самоиронией. Диоген, Сократ или Марк Аврелий могли бы быть интересными собеседниками.
Мы благодарим Елену Викторовну Леонову за ее интересные ответы и желаемые ей успехи в исследованиях, новых открытий и плодотворной работы со студентами!
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН