12.10.2020

Студентка ГАУГН стала финалисткой премии «Поэт года»

Ирина Лискина  студентка 3 курса исторического факультета по направлению «Культурология». В 2019 году она стала финалисткой национальной литературной премии «Поэт года», а также получила право носить медаль «Анна Ахматова 130 лет». Мы поговорили с Ириной о конкурсе, поэзии и творчестве.

- Расскажи о премии, в котором ты принимала участие.

Ирина: Отбор на национальную премию «Поэт года» проходит через известный портал «Стихи.ру», где каждый желающий может разместить свои стихотворения и получить на них обратную связь. Всего существует несколько отборочных этапов, после которых можно стать номинантом, а затем финалистом и победителем премии.

Премия проводится ежегодно, в ней участвуют тысячи человек со всей России и стран ближнего зарубежья. Всего в финал в 2019 году в основной номинации прошло 120 человек, среди которых оказалась и я.

Весьма заманчивыми являются призы: во-первых, авторские стихотворения печатаются в официальном альманахе премии, а во-вторых, победителям достается статуэтка в форме пера и право издать собственную книгу за счет Российского союза писателей.

В 2019 году номинантам также вручили учрежденную Российским союзом писателей медаль «Анна Ахматова 130 лет» за вклад в развитие русской литературы.

На самом деле, эта премия  большой шанс для людей, которые хотят заявить о своем творчестве и заключить договор с издательством, и в то же время это акт признания для тех, кто много лет писал, издавался и строил свой собственный творческий путь.

- Почему ты решила участвовать в конкурсе?

Ирина: Это был небольшой вызов себе: показать свои стихи не только близким, друзьям или безликим пользователям соцсетей, но и вынести их на суд профессионального жюри. Тем более, что творчество  это всегда субъективно, и даже отказ или неприятие не должно останавливать или заставлять сомневаться в себе. Наоборот, трудности подстегивают и мотивируют работать дальше, пробовать все новое и новое, а также доказывать себе, что ты можешь гораздо больше, чем думал.

- Участвовала ли ты в подобных конкурсах до этого? Расскажи, как это было.

Ирина: Да, я участвовала в премии в прошлом году и также смогла пройти в финал. Это был интересный опыт, так как Церемония награждения проводилась 21 марта  во Всемирный День поэзии  и можно было своими глазами увидеть остальных участников премии, посетить концертную программу, а также проникнуться атмосферой светского мероприятия.

Для меня забавным было то, что я была одним из самых молодых финалистов, и даже мой папа, который приехал меня поддержать, выглядел младше большинства присутствующих. В первую очередь, мне было приятно, что я являюсь частью такого большого события, и от этого появляется чувство ответственности за то, что ты делаешь.

В этом году из-за режима всеобщей самоизоляции церемония несколько раз переносилась, поэтому побывать на ней мне не удалось, но зато я наизусть выучила дорогу до уютного офиса Российского союза писателей, в котором мы подписывали все документы и получали альманахи с авторскими стихами.

- Как давно ты увлекаешься поэзией?

Ирина: Я пишу стихотворения с раннего детства, и для меня это всегда было самым привычным способом выражения своих эмоций через творчество. Изначально я воспринимала это просто как приятное времяпрепровождение, а затем уже начал вырабатываться свой стиль, появились первые достижения, и я поняла, что это увлечение переходит на новый уровень.

- Кто твои любимые поэты и писатели?

Ирина: Меня уже много лет завораживают миры братьев Стругацких, поэтому, пожалуй, именно их я и могу назвать любимыми писателями. Кроме того, я искренний фанат жанра антиутопии, который включает в себя еще целый список авторов.

Что касается поэзии, то я очень люблю творчество символистов и поэтов-шестидесятников: А. Блок, О. Мандельштам, Р. Рождественский, И. Бродский, Б. Ахмадулина. Из современных поэтов во мне отзываются стихи Веры Полозковой и Владимира Листомирова (псевдоним).

Мне очень нравится творчество с двойным дном, множеством подтекстов и аллегорий, в котором можно в хорошем смысле «тонуть». Это очень сильно расширяет границы нашего мировосприятия.

- Планируешь ли ты связать свою жизнь с поэзией?

Ирина: Мне сложно представить себе профессию поэта, поэтому мне вполне хватит того, чтобы стихотворения просто шли со мной бок о бок по жизни. Мне нравятся очень многие сферы профессиональной деятельности, связанные с творчеством: я пишу свои сценарии, пробую себя в организации мероприятий, прокачиваю навыки в SMM и PR. Поэтому сейчас рано загадывать, но меня радует, что какую бы профессию я ни выбрала, я в любом случае не перестану думать метафорами.

Благодарим Ирину за интервью и прикрепляем несколько ее стихотворений.

«Столица пяти морей»

Косой набережной полотно вышивается крестиком
Беспорядочных волн, чей путь давно рассинхронен.
Здесь они правят бал  столицы морей наместники.
Только рыба не этих ты вод, не этого моря.

Занесен заплутавшим течением, сбившимся с курса
И выводишь за формулой формулу местного горя.
Здесь о вкусах не спорят - здесь делают новые вкусы.
Просто рыба не наших ты вод, не нашего моря.

Врагу не пожелаешь тонуть ты в волнах, априори
Здесь не тонут, а плавают с четкой основой на вере.
Если рыба не этих ты вод, не этого моря
Так выбрасывайся
На берег
И поскорее.

Смотровая площадка над волнами  лишь панацея
Для припадков волненья морей черносошной столицы.
Если ты все же рыба, то как тебе этот берег?
Как теперь - без течения - можно Москвой насладиться...

Взволновались моря: и не раз, и не два, и не столько же,
Под мостами зарылись спокойствие, хладность и тина.
Знаешь, здесь у нас берега особенно скользкие:
Ты, возможно, из этого моря, но просто не рыба.

Тринадцатая нота

Аромат напоследок раскрыл свой аккорд и застыл в полоумной ухмылке,
Не имея возможности предостеречь, терпко аккомпанирует скрипка.
Желтой россыпью слив недозрелой весной заиграла тональность субботы,
Я хотела быть той, кого Парфюмер своей выбрал тринадцатой нотой.

Временным постоянством преображена экспозиция в крытом Манеже,
Где играет разбитая виолончель для ушей эпатажных приезжих.
Водрузив на ходули нервозных слонов, Сальвадор победил идеалы,
Стержень сюрреализма повис на плечах воплощавшей осознанность Галы.

Среди культа создателей, культа искусств и веков в золотых эполетах,
Я хотела быть той, кто способен собой создавать не стихи, а поэтов.
И в букете лишивших рассудка духов быть лишь шлейфом незамысловатым,
Со спокойной душой оставляя другим раскрывать на себе ароматы.