22.11.2024

Путешествие сквозь века: история глазами Любови Елисеевой

По следам Дня преподавателя высшей школы, который ежегодно отмечается в России 19 ноября, ГАУГН продолжает рубрику, посвящённую нашим преподавателям.

Сегодня наш герой — Елисеева Любовь Григориевна, преподаватель Исторического факультета.

Что вас больше всего вдохновляет для реализации своих научных интересов и работы в науке?

Любовь Елисеева: То, чем я сейчас занимаюсь, можно определить так: я читаю государственные документы, которые жители полисов увековечивали на стенах, мраморных стелах, постаментах статуй в общественных пространствах городов, и пытаюсь понять, зачем они фиксировали эту информацию. Собственно, мой интерес к этой теме и является главной движущей силой моей работы.

Как Вы считаете, важно ли изучать классические языки в современном мире? Почему?

Любовь Елисеева: Мои коллеги очень часто и очень аргументировано отвечают на этот вопрос. Можно сказать, что античная культура – это сокровищница универсальных символов, которые лежат в фундаменте окружающей нас культурной среде, даже весьма массовой. Я считаю, что студентам Исторического факультета здорово повезло, так как у них есть возможность познакомиться с латинским на первом курсе, а греческий доступен как спецкурс для всех.

Классические древние языки действительно можно полюбить от всего сердца, главное, не боятся пустить в свою голову знание и честно посвятить их изучению какое-то время. Даже если ваша дальнейшая профессиональная судьба будет далека от этого, созданные нейронные связи уже укрепили ваш мозг. Ну и вам будет очевидно, почему оборотня в «Гарри Поттере» зовут Ремус Люпин.

Как Вы считаете, какое влияние оказала античная культура на современный мир?

Любовь Елисеева: Есть популярное направление исследований – рецепция античности. В Институте всеобщей истории РАН под руководством С.Г. Карпюка и М.Н. Кирилловой существует семинар «Античность в современности», как можно увидеть из тем докладов, античность – только не пугайтесь – в общем-то везде. Грецию и Рим считают своим долгом взять как отправной пункт в больших работах по истории общественных и политических институтов.

Какой жанр фильмов вам больше нравится и какой фильм вы посоветуете посмотреть студентам?

Любовь Елисеева: Я могу смотреть фильм любого жанра, но в последнее время, если вдруг есть возможность что-то посмотреть, отдам предпочтение чему-то давно и хорошо знакомому.

Если бы ваша лекция была фильмом, какой жанр был бы у неë?

Любовь Елисеева: Поскольку у меня семинары, то у меня получается что-то вроде иммерсивного театра с элементами абсурдистской комедии.

Какой ваш любимый момент в работе со студентами?

Любовь Елисеева: Очень радуюсь, когда студенты осваивают теорию, перестают бояться текста, привыкают к методу работы с ним и начинают понимать сам текст и его смысл.

Если бы вам предложили преподавать любую дисциплину, не относящуюся к вашей специальности, чтобы вы выбрали?

Любовь Елисеева: Я считаю, что преподавать должны только специалисты, поэтому я бы отказалась. Хотя я с большим интересом наблюдаю, что происходит в Digital Classics – инструменты, которые предоставляют компьютерные науки, чрезвычайно захватывают. Я бы посидела на соответствующих занятиях.

Если бы вы могли изменить одну вещь в высшем образовании, чтобы это было?
Любовь Елисеева: У студентов должно быть больше времени на самостоятельные исследования, повторения пройденного материала, пара часов, чтобы посидеть в библиотеке.

Если бы вам выпал шанс пообщаться с любым историческим деятелем, кто бы это был?
Любовь Елисеева: В одной из милетских колонии, Ольвии, в III веке до нашей эры был принят декрет в честь Протогена, который некоторыми исследователями сравнивается с Козимо Медичи. К сожалению, перечисление его деяний обрывается, но человеком он явно был выдающимся. Очень хотелось бы знать, какую жизнь он прожил.

Мы благодарим Елисееву Любовь Григориевну за интересные ответы и желаем успехов в научных исследованиях, новых открытий и плодотворной работы со студентами!

Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН