Представляем авторский материал нашей студентки!
Если вы интересуетесь игровой индустрией, то не могли пропустить анонс новой игры от компании Ubisoft «Assassin's Creed Shadows». События игры разворачиваются в средневековой Японии, среди главных героев — девушка азиатской внешности и… темнокожий самурай? На первый взгляд, создается ощущение, что компания следует трендам современной культуры и инклюзивности, вводя темнокожих персонажей. Однако у многих игроков возникает резонный вопрос: как темнокожий человек мог стать самураем в Средневековой Японии?
Этот вопрос решила осветить Анисимова Анастасия, студентка 1 курса Юридического факультета ГАУГН. Ее материал проливает свет на малоизвестный исторический факт о существовании темнокожего самурая в Японии. Мы рады поделиться с вами её работой и надеемся, что она будет вам интересна и полезна.
Читайте текст Анастасии и присылайте свои материалы для публикации на ресурсах нашего университета!
Мы точно знаем, что Ясукэ — человек африканского происхождения. Несмотря на то, что у учёных нет точных данных, откуда он родом, они предполагают, что местом рождения Ясукэ была в то время колония Португалии, а в настоящее время — Мозамбик. Некоторые версии также предполагают, что он был из Эфиопии или Судана.
В вопросе его народной принадлежности учёные предполагают, что он мог быть представителем народа макуа, альтернативные версии гласят, что он из народа яо. Данную версию ученые подтверждают тем, что представители мужского населения народа яо отличались своей суровостью и воинственным характером.
Несомненно, имя Ясукэ было дано нашему герою не с рождения. Его звали Ясуфе, производное от мозамбикского «Иссуфо». Имя «Ясукэ», которое он получит в Японии, также может быть производным от сочетания «яо» (название племени) и «сукэ» (суффикс для мужских имен, который был распространен в Японии).
В детстве Ясукэ был продан в рабство и переправлен в Индию. Арабские и индийские средневековые географы и историки выделяют две группы, попавших в рабство, африканцев в Индии. К первым относятся выходцы из Эфиопии, т.е. «хабши», не имеющие, по мнению средневековых Авторов, «рабской внешности», с желтым, красным или коричневым цветом кожи. Ясукэ как раз являлся представителем данной группы. Известный арабский историк Ибн-Баттута, совершивший путешествие в Индию в 1333-1342 гг., подчеркивает воинскую специализацию «хабши», называет их эфиопами, отмечает, что они умелые воины и гаранты безопасности Индийского океана.
Чаще всего я»хабши» переставали быть рабами и обретали свободу. Так случилось и с Ясукэ. Когда он обрёл свободу, он оказался в Гоа — португальской колонии Индии. Там, он попал на службу к итальянскому миссионеру иезуиту Алессандро Валиньяно в качестве телохранителя.
Валиньяно являлся неким «инспектором», который проверял миссионерскую деятельность на территориях Индии и Восточной Азии, поэтому Ясукэ должен был следовать за ним в разные страны, которые тот посещал. Спустя два года путешествий Ясукэ вместе с Алессандро Валиньяно, он побывал в многих странах, одной из таких стран стала Япония. В 1579 году они прибыли в порт Кучинотсу. В 1580 году, прибыли в порт Нагасаки и отправились в путешествие по западному побережью острова Кюсю.
В том же году Валиньяно с Ясукэ отправились на восточную часть побережья острова, в провинцию Бунго к местному феодалу из клана Отомо — к Отомо Сорину. Он пообещал, что после того, как его гости покинут его провинцию, он позаботиться о безопасности их перемещения по внутреннему Японскому морю. Он выделили им защиту в виде пиратов хозяина внутреннего Японского моря — Мураками Такэёси, который в то время был самым известным японским пиратом. Пробыв у него некоторое время в начале 1581 года, они направились далее на Восток, чтобы через порт Сакаи попасть в столицу Японии — Киото.
Во время путешествия Ясукэ по Японии, он являлся центром притяжения для японцев. Многие желали увидеть темнокожего человека. Волна популярности Ясукэ и поднявшаяся из-за этого заинтересованность народа не могли не привлечь внимание японского католика-феодала Такаямы Укона. Он прибыл в Киото, чтобы лично увидеть Ясукэ. В тот же день прибывает посыльный от Оды Нобунаги, который сообщил о том, что Нобунаги хочет встретиться с Ясукэ, который обрел известность среди японского народа.
Уделим внимание Нобунаги и кем он являлся в данный период. Во второй половине XV века Япония погрузилась в эпоху хаоса и беспорядка. Правительство, возглавляемое сёгунами из рода Асикага, утратило контроль над страной, что привело к децентрализации власти. Страна оказалась в руках соперничающих феодалов, которые вступили в ожесточенную борьбу за контроль над Японией. Этот период столкновений и конфликтов продолжался до середины XVI века, когда появился выдающийся военно-политический лидер Ода Нобунага. Ему удалось укрепить свою власть и объединить под своим руководством половину японских островов, положив начало процессу объединения страны.
23 февраля 1581 года состоялась встреча Ясукэ с великим военачальником. Их встреча была задокументирована Луисом Фройсем — португальским католическим священником. В своих заметках он писал: когда Нобунаго впервые встретился с Ясукэ, он подумал, что его кожа была покрыта черной краской. Ясукэ приказали вымыть, однако заметили, что его кожа не поменяла цвет. В честь необыкновенного гостя вечером того же дня был устроен торжественный прием, на котором Нобунаго расспрашивал Ясукэ о его жизни и деятельности. Фройс отметил, что Ясукэ мог общаться с Нобунаго свободно на японском языке.
Ясукэ поразил военачальника своими способностями, уникальным цветом кожи, а также видом. Он был заинтересован Ясукэ из-за некоторых факторов:
-
По записям Фройса, Ясукэ был ростом 188 см, ему было 23 года. Пока слуги пытались отмыть Ясукэ, многие японцы были поражены его атлетическому телосложению. Нобунаги же увидел в нем идеального воина в составе своей армии, поскольку он был обучен военному мастерству.
-
Из-за уникального цвета кожи Ясукэ, многие противники Нобунаго могли быть сбиты с толку, посчитав его “демоном”, и бежали бы с поля боя.
-
По словам Алессандро Валиньяно, Ясукэ владел грамотой, а также обладал хорошими организаторскими способностями, тем самым он мог стать хорошим помощником военачальника.
Ясукэ в результате встречи поступил на службу к Оде Нобунаге. Есть также две версии, почему так произошло:
-
Алессандро Валиньяно, желая получить расположение Нобунаги, предложил взять в свою армию Ясукэ.
-
Ода Нобунага лично потребовал, чтобы Валиньяно подарил ему Ясукэ.
Так, весной 1581 года Ясукэ пополнил ряды армии Нобунага, став первым в истории темнокожим самураем. В замке Адзути Ясукэ принял присягу, пообещав быть верным воином своего правителя.
Во время службы у Нобунаги, Ясукэ сменил свое оружие, которым он пользовался во время службы у Валиньяно, а именно длинное копье и изогнутый короткий кинжал на церемониальную катану, а также получил черные доспехи. Помимо этого, он принадлежал к очень небольшому числу приближенных к военачальнику молодых воинов, выполняя функции оруженосца, собеседника и воина. Со временем Ясукэ получил большую сумму денег за свои заслуги, свою резиденцию и высокий статус в обществе.
Помимо военной деятельности, Ясукэ участвовал в сумо. Ода Нобунага являлся поклонником данного вида единоборств. Он часто разрешал участвовать всем, независимо от статуса, а также лично награждал лучших бойцов. Во время одного из поединка сумо, в котором Ясукэ принимал участие, он показал невероятный результат. «Ясукэ был настолько силен, что его сила была равна 10 бойцам!» — сказал Нобунага после поединка.
В 1582 году Ясукэ участвовал в гражданской войне, названная битвой при Тэнмокудзан, при которой объединенные войска Оды Нобунаги и Иэясу Токугавы нанесли сокрушительный удар клану Такэда. Один из вассалов Токугавы писал о том, что его «поразил черный, с кожей как уголь, человек».
Важную роль играет один из ближайших сподвижников Оды Нобунаги — Акэти Мицухидэ. Он являлся самураем, одним из лучших военачальников, который предал своего господина из-за конфликта, который был между ними ранее.
В 1582 году войска Акэти взяли штурмом храм Хонно-дзи в Киото, где Нобунага находился с небольшим количеством охраны, в составе которой был и Ясукэ. Ода Нобунага, понимая, что-либо попадет в плен к Акэти либо будет убит его катаной, совершает сэппуку, или же харакири —самоубийство на добровольной основе.
После смерти своего господина, Ясукэ присоединился к армии его сына — Оде Набутаде, который собирал разбитые войска отца в соседнем замке Нидзё.
Ясукэ еще какое-то время сражался на стороне Нобутады, чтя память о его великом отце, однако в итоге попал в плен к Мицухидэ Акэти. О дальнейшей судьбе Ясукэ известно немногое. Он мог быть тяжело ранен и схвачен как один из последних выживших из ближайшего окружения Нобунаги. Последняя известная запись о Ясукэ описывает, как воины Мицухидэ сопровождали его к иезуитам — историки считают, что Акэти пощадил Ясукэ, чтобы заручиться поддержкой миссионеров. Однако Акэти пережил Нобунагу всего на несколько дней.
2 июля 1582 года сторонники Нобунаги под руководством Тоётоми Хидэёси одержали победу над армией Мицухидэ в битве при Ямадзаки. К 1590 году Хидэёси исполнил замысел Нобунаги и объединил всю страну.
Сегодня Ясукэ помнят, как преданного помощника первого объединителя Японии, Оды Нобунаги. Ясукэ всего за пару лет смог добиться невозможного, а именно сменить свой статус раба на статус самурая, переместиться из Африки в Индию и поучаствовать в ключевых событиях истории Японии, навсегда вписав себя в ней, как первый черный самурай страны восходящего солнца.
На данный момент на основе исторической личности Ясукэ создают игры, аниме, мангу и многие другие произведения. Однако, как Ясукэ раскрывается или еще раскроется в этих произведениях? По крайней мере, мы можем это узнать после выхода той самой игры — «Assassin's Creed Shadows».
Автор текста: Анисимова Анастасия, студентка 1 курс Юридического факультета ГАУГН
Изображение: из открытых источников