Первым гостем серии стал доцент кафедры публичного права Юридического факультета Михаль Олег Александрович.
В интервью эксперт рассказал о своем пути в юриспруденции, вдохновленном работой отца-следователя, об опыте работы следователем и преподавателем, а также дал советы студентам-юристам, подчеркнув важность чтения научной литературы и участия в научных конференциях.
Добрый день, уважаемый Олег Александрович. Поздравляем Вас с Днём юриста. В честь этого дня хотели бы поговорить о Вашем пути в юриспруденцию. Скажите, пожалуйста, почему Вы решили профессионально заниматься юридической деятельностью?
Юриспруденция меня заинтересовала очень давно. С детских лет я наблюдал как работал мой отец – следователь, расследовавший дорожно-транспортные происшествия. Иногда я бывал у него на работе, видел уголовные дела, иногда их было очень много, они были довольно объемные. И я понимал уже тогда, почему мой отец столько работает. Как сейчас говорят, 24/7. Одно уголовное дело со школьной скамьи меня особенно впечатлило. Назначенная автотехническая экспертиза по ДТП показала, что лицо, управлявшее транспортным средством и допустившее смертельный наезд на пешехода тормозило своевременно, его невиновность подтверждалась заключением эксперта о том, что у водителя не было технической возможности предотвратить наезд перед близко выбежавшим перед автомобилем пешеходом. Судьбу водителя решили 28 см и скорость его реакции при торможении при разрешенной в городских условиях скорости. Работа отца предопределила мой жизненный выбор, я твердо решил стать следователем для чего поступил на юридический факультет.
Скажите, пожалуйста, на каком направлении Вы обучались? Какой предмет Вам больше всего запомнился и почему?
Поэтому с самого начала меня интересовали уголовное право и уголовный процесс. Причем уголовное право мне понравилось больше. Великолепно преподавал его участник Великой Отечественной войны, орденоносец Михаил Семенович Гринберг. С 40-х годов он, работая адвокатом, поступил в аспирантуру юридического факультета Ленинградского госуниверситета, защитил сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию и разработал теорию обоснованного риска как обстоятельства, исключающего преступность деяния. Мое желание стать следователем, совпало с областью научных интересов Михаила Семеновича. И некоторое время спустя я хотел, поработав следователем, прийти в науку. Получив диплом с отличием, я пришел работать следователем в сфере экономики по организованной преступности. Было это в 1993 году. Через два года я был откомандирован в центральный аппарат МВД РФ, где в составе группы расследовал уголовное дело о многомилионном хищении в долларах. Был поощрен и в последующем был приглашен работать преподавателем в систему МВД РФ. Защитил кандидатскую диссертацию по уголовному праву под научным руководством выдающегося ученого – Заслуженного деятеля науки Российской Федерации доктора юридических наук, профессора Альберта Ивановича Марцева. Получив бесценный опыт своих наставников, я до сих пор использую их методические приемы преподавания, несколько их усовершенствовав с учетом современных реалий.
Могли бы Вы дать несколько советов студентам-юристам, которые они могли бы использовать в процессе обучения?
Современным студентам я могу посоветовать не лениться, читать побольше научной литературы и задавать вопросы во время занятий и консультаций. Кстати, некоторые такие вопросы от студентов привели меня к написанию ряда научных статей и монографий. Обратная связь очень полезна как обучаемым, так и их преподавателям. Нужно помнить, что теория без практики мертва, как и наоборот. Практика должна соответствовать общепринятым воззрениям ученых и меняться с велением времени. Кроме того, я всегда советую студентам участвовать в научных конференциях, учиться думать и пытаться добиваться поставленных задач, в том числе и научных.
Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать высококвалифицированный юрист?
Хороший юрист должен постоянно развиваться, быть настоящим профессионалом, работать 24/7, как когда-то работал мой отец. Однако, чтобы выдержать уровень современного специалиста, юрист должен быть не просто профессионалом, он должен работать в условиях многозадачности, быть мобильным и стрессоустойчивым. Не получится все время выигрывать. На каждое свое поражение нужно делать соответствующие выводы и двигаться дальше, добиваясь поставленных задач.
Скажите, пожалуйста, что на Ваш взгляд в настоящее время является актуальным направлением в юриспруденции?
На мой взгляд, в настоящее время в науке уголовного права до конца не разработана единая теория обстоятельств, исключающих преступность деяния, как отдельно существующих ее частей в виде необходимой обороны, обоснованного риска, так и новых обстоятельств, которые еще не получили своего закрепления в уголовном законе. Так, почти четверть века назад я опубликовал статью в журнале «Уголовное право» о проблеме освобождения заложников и причинения им вреда спецгруппами, проводящими операцию по их освобождению. Всегда призываю студентов задуматься над этим. Может быть им получится когда-нибудь внести свой вклад в развитие науки и практики. Нужно найти пределы допустимости такого вреда для заложников, с одной стороны, и отсутствия «дамоклова меча правосудия» для сотрудников правоохранительных органов, рискующих своими жизнями и проводящими операцию по освобождению заложников.
Хотелось бы попросить Вас выделить несколько книг, которые обязательны к прочтению будущим юристам. Давайте, выберем 5 книг.
Как специалист в области уголовного права и криминологии я посоветовал бы прочитать следующие книги каждому юристу.
-
Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях.
-
Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность.
-
Кузнецова Н.Ф. Уголовное право и мораль.
-
Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления.
-
Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении.
Благодарим Олега Александрович Михаля за уделенное время!