19.06.2024

Мария Круглова рассказала о преподавании на Восточном факультете

Приёмная кампания во все вузы страны стартует 20 июня. ГАУГН вновь предстоит принять абитуриентов и их родителей — это всегда радостное и яркое событие. В честь начала приёмной кампании мы запускаем новую рубрику, в которой преподаватели расскажут о преподавании своих дисциплин на факультете и поделятся своим опытом работы со студентами.

Первым гостем рубрики стала доцент Восточного факультета ГАУГН Мария Круглова. Она рассказала, как создается уникальная атмосфера на факультете, как там поддерживают и содействуют реализации студенческих инициатив, а также о том, как преподаватели помогают учащимся раскрыть таланты и воплотить в жизнь самые смелые мечты:

Возможно, скажу банальность, но на Восточном факультете царит домашняя и очень радушная атмосфера. И это действительно так! Преподаватели восточных языков становятся для своих студентов родными людьми. Что неудивительно, ведь они проводят с ребятами по 17 часов в неделю.

Учебная часть всегда приходит на помощь студентам и даже иногда «защищает» их от преподавателей. Но самое важное, что делает факультет таким, каким он является, это то, что педагоги и учащиеся всегда встречают поддержку и содействие в реализации любых, даже самых смелых инициатив. Ведь это очень важно, когда мечтаешь о чем-то, хочешь раскрыть свои таланты и воплотить в жизнь проекты, а тебе в этом готовы помочь профессионалы. Такая поддержка дорогого стоит.

Преподаватели стараются вовлекать учащихся факультета в научные проекты. Совсем недавно со студентами магистратуры мы подали заявку на грант Российского научного фонда. Ребята с нетерпением ждут результата, чтобы поскорее приступить к исследовательской деятельности.

Но самое главное, наши педагоги создают учебную атмосферу, в которой студентам интересно писать их курсовые работы и ВКР. Преподаватели нашего факультета приветствуют самостоятельный выбор темы учащимися, помогая определиться только с вектором исследования. В дальнейшем это приносит свои плоды. Например, я специально беру такие темы, которые на первый взгляд кажутся сложными и не реализуемыми. Но именно они с большей долей вероятности становятся научными трудами, примером того, как обычная курсовая работа перерастает в прорывное исследование.

Сейчас одна из моих студенток 3-го курса пишет курсовую работу по теме «Культура потребления лапши в период династии Сун». На первый взгляд тема кажется достаточно простой. Однако из-за того, что лапша всегда была одним из основных видов еды в Китае, можно понять и сделать выводы о том, какие трансформации происходили в его обществе и культуре, как менялась экономика страны в период Сун и государственный уклад в целом.

Как руководитель проектов я стараюсь избежать соблазнов и постоянно твержу себе: «Не мешай, не порть, не пытайся сделать из курсовой работы или ВКР такой текст, как если бы написала его сама». Предоставление максимальной свободы творчества очень важно для полета научной мысли, что положительно сказывается на результатах исследований. Однако, одной теорией сыт не будешь. Практика всегда была и является важным элементом образования. Поэтому наши ребята проходят стажировку в Институте востоковедения РАН, в министерствах и торговых представительствах.

Выстраивание отношений для продуктивного взаимодействия со студентами — ахиллесова пята многих преподавателей. В самом начале профессионального пути мне казалось, что я точно знаю, как наладить контакт и общение с ребятами, ведь сама недавно была на их месте. Однако время идёт, студенческие годы забываются. Поэтому я стараюсь чаще вспоминать, что во время учебы в институте мне не нравилось и даже раздражало. Меня не устраивали некоторые требования преподавателей, не лежала душа к одним предметам и, наоборот, горели глаза при изучении других дисциплин. Глядя на это с высоты прожитых лет, понимаю, чего следует избегать в педагогической практике, как не скатиться в нравоучение и менторство в худшем их проявлении.

Конечно, всем угодить невозможно. Одному студенту очень важно личное участие и теплое отношение педагога, другому комфортно, когда преподаватель держит дистанцию. И это нормально. Каждый студент является сложившейся личностью, все они заслуживают уважения, хорошего отношения и объективной оценки их знаний. И еще хочется напомнить: педагогу не стоит забывать, что ученик видит его насквозь. Со студентами нужно быть максимально искренним и правдивым. Ребята всегда чувствуют подвох, их не обманешь. Каждое новое поколение отличается от предыдущего. Нынешние студенты — не исключение. Они другие: дерзкие, невероятно пытливые и более внутренне свободные. Некоторые из студентов в чем-то умнее меня, их преподавателя. С такими ребятами работать интереснее всего.

Главной особенностью преподавания дисциплин, по моему мнению, является постоянная адаптация материала к требованиям современности. Со стороны востоковедение кажется заскорузлой классической дисциплиной, в которой на протяжении десятков лет ничего не меняется. Однако при более пристальном рассмотрении можно увидеть, что оно постоянно трансформируется, требуя от всех участников процесса нетривиальных решений и оперативных ответов на вызовы современности. Конечно, часто бывает сложно изменить пусть не фундаментальные основы, но подходы и принципы к преподаванию, и даже подчас самого себя. Однако стоит напрячься и сделать усилие ради науки и достижения лучших результатов в обучении студентов.  

Все ребята и курсы разные, поэтому очень важен индивидуальный подход. Основу дисциплины мы преподаем одну, а дополнительную литературу даем читать разную — новую или ту, которая конкретной группе учащихся будет интересней, совпадает с их внутренним настроем и оправдает ожидания. При этом нужно суметь избежать соблазнов. Если в группе собрались любители китайской литературы, им нельзя постоянно рекомендовать книги про банки КНР или интернационализацию юаня. Студенты возненавидят твой предмет, у них пропадет интерес и желание учиться. В соблюдении баланса, золотой середины во всем и кроется, на мой взгляд, секрет преподавания востоковедения.

Благодарим Марию Круглову за подробный рассказ о работе на Восточном факультете ГАУГН!

Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН