Заместитель декана философского факультета ГАУГН Наталья Емельянова
Наталья Николаевна, расскажите, как давно в ГАУГН преподается философия, на что делается упор при подготовке?
Наталья: В настоящее время философский факультет реализует образовательные программы на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Факультет ровесник нашего Университета, и вместе с ним в этом году отмечает свое 25-летие. За четверть века многое изменилось в наполнении образовательных программ: появились новые оригинальные курсы, отражающие актуальные тенденции философского знания, развиваются интерактивные форматы проведения занятий. Но не изменилось главное трепетное отношение каждого преподавателя к ведению своей дисциплины и стремление не просто отчитать курс, а увлечь и приободрить любого студента, готового встать на увлекательный путь поиска истины. Первые шаги настоящих молодых исследователей всегда даются нелегко: нередко их сопровождают робость, смятение, неуверенность в своих силах. Вот наши преподаватели помогают преодолевать этот сложный этап становления, потому что каждый из них сам является либо опытным состоявшимся исследователем, либо перспективным молодым ученым.
На факультете нет педагогов-универсалов, которые бы читали по 5-10 курсов из разных областей. В принципе такого явления нет во всем Университете, поскольку у нас совершенно иная модель высшего образования, которую я бы обозначила как своеобразную ювелирную работу по огранке молодых исследователей академического уровня. В качестве лекторов на философском факультете, к примеру, можно встретить заслуженного деятеля науки РФ Мариэтту Тиграновну Степанянц (курс «История восточных философий»), академика РАН декана Владислава Александровича Лекторского (курс «Эпистемология»). Оба начинают преподавать уже на втором курсе бакалавриата. Представляете, какого уровня работа ведется с обучающимися? Магистерскую программу курирует лауреат премии Правительства Москвы молодым ученым в номинации «Общественные науки», руководитель сектора теории познания Института философии РАН Елена Олеговна Труфанова, она также ведет преподавательскую деятельность и в бакалавриате.
В целом на факультете мы стараемся создать атмосферу, которая поощряет у ребят нестандартность мышления, готовность в хорошем смысле выходить за рамки, не боятся задавать «неуместные» вопросы, можно сказать, правильно сомневаться.
Как строится учебный процесс во время обучения в бакалавриате?
Н.: Не буду лукавить, обучение на философском факультете нельзя назвать легким. Думаю, философское образование в гуманитарной сфере можно приравнять к образованию в области теоретической физики и математики в естественных науках. Зато в награду выпускники бакалавриата получают сильнейшую гуманитарную базу знаний, с которой можно совершать любые профессиональные маневры.
Учебный процесс в бакалавриате сочетает в себе комплекс базовых дисциплин и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Специализация идет по 6 действующим кафедрам: истории философии, метафизики и сравнительной теологии, социальной философии, философской и политической мысли Востока, философии науки и техники, эпистемологии и логики.
Как я уже отмечала, у нас практикуются различные интерактивные формы обучения. Регулярно в течение учебного года занятия выходят за университетские стены: так, занятия, посвященные философу П. А. Флоренскому, проходили в «арбатской Элладе» доме-музее его друга, не менее значимого отечественного мыслителя А.Ф. Лосева; совсем недавно «умозрение в красках» и наглядные примеры духовной культуры средневековой Руси бакалавры постигали на выездной экскурсии в г. Владимир.
Ребята привлекаются к реализации научных исследований, организации научных мероприятий. Практический опыт в области научно-исследовательской деятельности бакалавры также получают в рамках имеющихся соглашений с Институтом философии РАН и кафедрой философии РАНХиГС. Кроме того, факультет сотрудничает с экспертно-аналитическими центрами, PR-агентствами, агентствами социологических исследований для того, чтобы философы могли проявить себя и в других видах деятельности, помимо научной. Бакалавры практически сразу имеют возможность попробовать себя и в проектной деятельности, благодаря активности Студенческого Совета Университета.
Кому стоит поступать на факультет? Какими качествами необходимо обладать, чтобы быть философом?
Н.: Как правило, абитуриенты, подающие документы, отчетливо осознают свою потребность обучаться на философском факультете, несмотря на целый веер расхожих клише, связанных с философами в обыденном понимании. Нередко эти клише заставляют родителей беспокоиться относительно правильности выбора, сделанного их детьми. Но поводов для беспокойства, конечно, нет. Здесь на память приходит одна из самых распространенных пугалок про «Диогена в бочке». Мол, образ жизни философа очень странный. Но начнем с того, что Диоген в бочке никогда не жил. Если Диоген и жил в какой-то емкости (что весьма сомнительно и сейчас активно оспаривается), то это был большой и вместительный керамический сосуд пифос, в котором он мог укрываться от непогоды. Но это лишь фактологическая неточность. Весь пафос же упомянутого выражения состоит еще и в том, что философов воспринимают как людей со странностями в поведении. Однако странности в поведении и эпатаж еще никого настоящим философом не сделали.
В реальности философы - это люди с оригинальным, гибким и нестандартным мышлением, способные выявлять острейшие проблемы развития общества, ставить цели и решать задачи стратегических масштабов. В XXI в. эти профессиональные качества особо ценятся. Именно в области философии обычно ищут выходы из тупиков познания, в которые рано или поздно упирается любая отрасль научного знания. Эти тупики в профессиональном плане обозначают как философские проблемы научных дисциплин. Поэтому не будет преувеличением сказать, что именно философия двигает современную науку вперед.
Острейшие и самые дискуссионные проблемы будущего развития человечества проблемы искусственного интеллекта, технологической сингулярности, расширения киберпространства и др. это ведь все философские проблемы. Я уже не говорю о том, что есть универсальные проблемы счастья и блага, добра и зла, которые продолжают решать философы, поскольку с развитием человечества эти и другие этические категории постоянно пересматриваются.
Поэтому на философский факультет стоит поступать всем ребятам, которые «дерзают знать» и «имеют мужество использовать свой собственный разум». В философии эти принципы именуют sapere aude.
Чем программа обучения на философском факультете ГАУГН отличается от программ других университетов? В чем преимущества?
Н.: На философском факультете вы никогда не встретите чрезмерного формализма, бесполезного конспектирования и поверхностного преподавания, а также разделения студентов по каким-либо критериям. Поступив на факультет, у вас будет возможность специализироваться по кафедрам, возглавляемыми учеными-философами мирового уровня, слушать авторские курсы ведущих ученых страны, развивать soft skills, участвовать в реализации исследовательских проектов, учиться в формате «школа-студия», а не массового потока. Образовательные программы философского факультета ценны тем, что в содержательном плане они полностью соответствуют значимым трендам развития философского знания.
Где работают выпускники факультета?
Н.: Совершенно очевидно, что далеко не все выпускники философского факультета делают научную или преподавательскую карьеры, хотя обучение на нашем факультете такие возможности открывает. Возникает логичный вопрос о том, куда податься философу, если на агрегаторах вакансий вероятность встретить вакансию «философ» стремится к нулю? Но как говорят философы: «Главное правильно задавать вопросы». Другими словами, нужно искать другие должности.
Дипломированный философ на рынке труда весьма конкурентоспособен. Нередко философов можно встретить успешно работающими в медиасегменте, в редакциях СМИ и медиааналитике философы часто блестяще работают в области контент-анализа. Также довольно часто философов можно встретить на различных позициях, связанных с информационной политикой органов государственной власти (в пресс-службах, информационных департаментах и т. д.). В экспертно-аналитических центрах философы ведут оценку различных аспектов социальных и общественно-политических процессов. Важной нишей для применения профессиональных навыков философов также являются библиотеки, музеи, выставки: все, что связано с очень перспективным сейчас направлением в области PR развитием программ интеллектуального лидерства.
Ну и напоследок, отмечу еще профессию скорого будущего, в которой наибольшего успеха, по мнению многих экспертов, могут добиться именно философы. Это профессия технологического брокера специалиста, занимающего комплексным анализом коммерческого потенциала новых технологий, отбором, продвижением, а также оценкой их влияния на развитие общества.
Так что настоящие философы очень востребованы и, поверьте, бочки в качестве жилплощадей они не рассматривают.
Благодарим Наталью Емельянову за беседу!
В 2019 году на философском факультете ГАУГН по профилю «Философия» выделено следующее количество бюджетных мест: 18 в бакалавриате и 8 в магистратуре. Прием документов для участия в конкурсе проходит по 26 июля 2019 г. (включительно). Открыта подача документов онлайн.