
В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который ежегодно отмечается в России 19 ноября, ГАУГН продолжает рубрику, посвящённую нашим преподавателям.
Сегодня наш герой — Спиркина Анастасия Константиновна, преподаватель истории западной социологии Социологического факультета ГАУГН.
Что вас больше всего вдохновляет на реализацию своих научных интересов и работу в науке?
Анастасия Спиркина: Все довольно банально – мне просто интересно изучать мир. Еще меня вдохновляет мысль, что мою работу прочитают студенты и коллеги и узнают из нее что-то интересное.
Теоретическая социология может помочь решить проблемы современного общества?
Анастасия Спиркина: Многие коллеги могут со мной не согласиться, но, я думаю, единственная проблема, которую теоретическая социология действительно может помочь решить, – это проблема незнания того, как устроен мир людей. Что, может быть, уже не так мало. Все остальные проблемы ее, честно говоря, мало интересуют.
Какие авторы-социологи вам нравятся и каких вы посоветуйте прочитать студентам?
Анастасия Спиркина: У меня есть свой круг профессионального чтения, хотя нельзя сказать, что другие авторы не вошли в него, потому что не нравятся. Просто невозможно прочитать все на свете. И даже невозможно прочитать за одну жизнь все книги по социологии. Наверное, особое место я могу отдать Ирвингу Гофману, его работы оказали на меня большое влияние. Студентам могу посоветовать читать побольше классиков и «великих» – у каждой специальности это свои имена и фамилии.
Какой ваш любимый фильм и какого жанра была бы ваша лекция, если бы она стала фильмом?
Анастасия Спиркина: Я смотрю разное, но чаще всего это что-то в жанре драмы. Посмотрите, если не видели, корейских «Паразитов» (2019) или русского «Дурака» (2014). Что касается жанра лекции, это был бы детектив.
Если бы вам предложили преподавать любую дисциплину, не относящуюся к вашей специальности, чтобы вы выбрали?
Анастасия Спиркина: Защиту от Темных искусств, наверное. А если серьезно, я бы, конечно, не согласилась преподавать то, что не имеет отношения к моей специальности. Кому интересен преподаватель, не любящий и не знающий свой предмет?
Какой ваш любимый момент в работе с студентами?
Анастасия Спиркина: Их интеллектуальный прогресс, конечно. Когда студенты начинают связывать теоретические положения с реальными жизненными ситуациями или своим личным опытом, это вызывает приятное чувство удовлетворения. И если студент хоть чему-то научился на этих занятиях – в этом-то и цель преподавательской работы.
Если бы вы могли изменить одну вещь в высшем образовании, чтобы это было?
Анастасия Спиркина: Это сложный вопрос. Наверное, размер стипендии. Жаль, что некоторым студентам не остается никакого выбора, кроме как совмещать учебу и работу – чаще всего не по специальности, а только для необходимого заработка. Это суровая нагрузка. Чаще всего страдает либо учеба, либо, что намного хуже, – здоровье студента.
Если бы вам выпал шанс пообщаться с любым историческим деятелем, кто бы это был?
Анастасия Спиркина: С Иисусом, Буддой или Сократом. Никто из них не писал книг, поэтому никакого доступа к их сознанию, кроме как личного общения, нет. Это скорее «практики мысли», поэтому и само общение с такими людьми точно не было бы похоже на простой будничный разговор.
Мы благодарим Спиркину Анастасию Константиновну за её интересные ответы и желаем успехов в научных исследованиях, новых открытий и плодотворной работы со студентами!
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН