9 декабря в ГАУГН прошла Всероссийская научная конференция «Философские идеи в массовой культуре». Участники выявили и проанализировали философские идеи и концепты, отражённые в кино и сериалах, литературе, компьютерных играх и социальных медиа.
Мероприятие организовано Философским факультетом ГАУГН при поддержке АНО «Центр развития деловых компетенций». Председателем программного комитета конференции выступил декан Философского факультета академик РАН Владислав Лекторский. Председателем организационного комитета стала заместитель декана по учебно-методической работе Философского факультета Екатерина Алексеева.
В конференции приняли участие студенты, аспиранты и научно-педагогические сотрудники из пятнадцати университетов России. Она получила по-настоящему широкий географический охват: Санкт-Петербург. Пермь, Казань, Уфа и др. Всего на конференцию было подано 127 заявок, из которых отбор прошло более шестидесяти докладов.
В начале конференции со вступительным словом выступили организаторы мероприятия. Заместитель декана по учебно-методический работе Философского факультета Екатерина Алексеева поделилась впечатлениями о масштабной подготовке к мероприятию, выразила благодарность всем, кто принял участие в организации конференции, в том числе студентам 4 курса Философского факультета, оказавшим неоценимую помощь и поддержку во время подготовки, а также пожелала всем участникам плодотворного и увлекательного обсуждения актуальных проблем, представленных в докладах.
Заместитель декана по науке Философского факультета ГАУГН Владимир Сидорин в своей речи поделился, что удивлён, насколько масштабно в рамках мероприятия пересекаются работы молодых исследователей и учёных-специалистов. Такая коммуникация должна сделать мероприятие полезным и запоминающимся.
Проректор по международной деятельности и информационной политике ГАУГН Наталья Емельянова отметила, что широкая формулировка тематики всей конференции и отдельных ее секций создаёт большое пространство для интереснейшей и необычной научной коммуникации, показывая взаимосвязь академической философии и популярной культуры. Подобная тематика открывает массу возможностей для размышления, а множество поданных заявок говорит о том, что она была удачно сформулирована.
Доцент Философского факультета Олег Гуров представил первый выпуск журнала Философского факультета«Эпистема», который является междисциплинарной площадкой для обмена мнениями между молодыми и профессиональными учёными, представляющими различные социальные и гуманитарные науки. В первом номере, посвящённом теме «Образ науки в современной культуре», были опубликованы научные статьи, подготовленные как докторами и кандидатами наук, так иначинающими исследователями. В следующих выпусках журнала планируется публикация статей по тематике конференции «Философские идеи в массовой культуре».
В рамках пленарного заседания выступил научный сотрудник Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский. В своем выступлении эксперт поделился многообразием возможных исследований по тематике «Game Studies», включающих философские исследования видеоигр, а также сформулировал ключевые различия между Российскими и Западными подходами к изучению компьютерных игр. Александр Ветушинский подробно раскрыл историю развития научного направления и продемонстрировал ряд примеров подобных исследований, которые очень заинтересовали аудиторию.
Доцент Факультета гуманитарных наук НИУ Высшая школа экономики Ксения Романенко поделилась особенностями исследований литературы как части массовой культуры, а также рассказала про актуальность и существующие проблемы литературного творчества, такие как общественный запрос и попытки его реализации современными авторами.
Профессор Института медиа НИУ Высшая школа экономики Мария Штейнман в своём выступлении раскрыла особенности жанра «фэнтези» в современной массовой культуре. Культурная роль жанра велика, подобная литература позволят автору и читателю погрузиться в необычные волшебные миры, а также может стать обширным полем филологических, философских и социологических исследований.
После пленарного заседания состоялась работа четырёх секций конференции.
На секции «Кино и сериалы глазами философов: почему мы любим это анализировать?», модератором которой сталадоцент Философского факультета ГАУГН, доцент Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук НИУ Высшая школа экономики Мария Марей, обсуждались актуальные и интересные вопросы истории и современности, отражённые в фильмах и сериалах. Доклады были посвящены таким темам, как образ киборга в кинематографе, нарратив науки и образ учёного в мультсериалах, репрезентация проблемы идентичности в кино.
На секции «Философия в нефилософских текстах: от классической литературы до фанфикшена», модератором которой выступили Олег Гуров и студент 4 курса Кирилл Васильев, через призму современной и классической литературы были затронуты различные философские и более общие социогуманитарные проблемы. В поле зрения попали как известные классические литературные произведения, так и работы в современных жанрах, таких как графический роман.
На секции «Компьютерные игры и социальные медиа как иммерсивные способы выражения философских идей», которую модерировали Екатерина Алексеева и студентка 4 курса Анастасия Баранова, было представлено множество интереснейших докладов по тематике компьютерных игр, Game-studies и социальных медиа, содержащих необычные и глубокие философские идеи. Круг этих идей оказался достаточно широким, но, как оказалось, во многих компьютерных играх можно обнаружить сходную философскую проблематику. Рассматривались такие темы, как биополитический нарратив, критика метафизики присутствия, идеи космизма в компьютерных играх. Использовался материал таких популярных игровых тайтлов, как Dead Space, Dark Souls, Assassin’s Creed.
В рамках конференции также работала подсекция «Философия в аниме», модератором которой стал магистрант и лаборант Философского факультета ГАУГН Александр Теплов. На первый взгляд немногочисленная подсекция вместила в себя глубокие и интересные темы репрезентации классических философских трудов в популярных японских анимационных картинах, осмысления роли японской культуры в современном творчестве, проблему исследования религиозных семиотических аспектов и многое другое.
Секция начинающих исследователей, которую совместно модерировали Владимир Сидорин и лаборант, магистрант Философского факультета ГАУГН Владимир Ветров, вызвала к себе особенный интерес, так как предоставила возможность для начинающих исследователей опробовать свои силы в представлении собственных научных результатов и в их обсуждении с коллегами. Студенты младших курсов с большим энтузиазмом представляли свои доклады, получали компетентную обратную связь от модераторов и отвечали на вопросы коллег.
По итогам конференции планируется издать тематический номер научного журнала «Эпистема», набор материалов в который будет объявлен позже.
Организаторы выражают благодарность всем участникам мероприятия за интересные и сильные доклады, продуктивную работу и повышенный интерес к мероприятию.
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН