В серии интервью мы поговорим с педагогами, которые не только ведут для студентов лекции и семинары, но и вдохновляют их на саморазвитие, научные открытия, поиск своего любимого дела. Эти люди ежедневно вносят вклад в развитие университета, науки и образования. Они помогают студентам раскрыть потенциал, открыть свои исследовательские интересы и построить успешное будущее.
Первый герой рубрики — Кротков Владимир Олегович, профессор кафедры прикладной политологии Факультета политологии ГАУГН. Наш гость — не только опытный ученый, но и человек, который личным примером вовлекает студентов в научную деятельность.
Что вас вдохновляет на образовательную деятельность? И как студенту правильно начать свой научный путь?
Владимир Кротков: Меня вдохновляет сам процесс взаимодействия со студентами, их стремление к саморазвитию и серьезным достижениям. Что касается выбора научной деятельности — главный момент здесь, конечно, желание студента и его интересы. Мы всегда исходим из того, чем увлечён каждый конкретный студент, а не просто предлагаем списки тем для будущих работ. Главная задача преподавателя — помочь обучающемуся построить системное, научное и логическое исследование, опираясь на его интересы.
Фильмы каких жанров вам больше всего нравятся? Если бы учебная деятельность была жанром кино, то какой это был бы жанр?
Владимир Кротков: С фильмами мне сложно — не хватает терпения сидеть два-три часа и смотреть. Но если идти от противного, то любимый жанр – точно не боевики, не триллеры и не фильмы с элементами войны. Мне ближе документальное кино, которое раскрывает специфику общества, разные культуры, региональные особенности жизни людей. Если же лекция была бы фильмом, то это была бы комедия. Я работаю с молодыми людьми, шутки уместно становятся частью лекций и семинаров, помогая ребятам воспринимать материал непринужденно и с интересом.
Если бы вам предложили преподавать дисциплину, не связанную с вашей специальностью, что бы это было?
Владимир Кротков: Сложно представить себя вне своего направления, ведь профилизация очень важна для преподавателя. Однако, если включить фантазию, это было бы что-то связанное с демографией, демографическими проблемами и тенденциями, потому что это междисциплинарное направление, которое влияет на целый спектр различных наук.
Что вы изменили бы в системе высшего образования, если бы могли?
Владимир Кротков: Я бы сделал высшее образование более доступным. Сегодня у многих талантливых людей возникают проблемы с поступлением — кто-то не может пройти на бюджет на интересное ему направление, кому-то платное обучение просто не по карману. В идеале система должна быть более гибкой: на первых курсах поступление должно быть более доступным, а затем, на старших курсах, должен проходить справедливый отсев тех, кто не справляется или не заинтересован в дальнейшем обучении.
Какой момент в работе со студентами приносит вам больше всего удовольствия?
Владимир Кротков: Каждое взаимодействие со студентами — это импровизация. Невозможно провести лекции и семинары исключительно за счёт шаблонных решений, приходится включать креативное мышление. Поэтому самые приятные моменты — это когда студенты демонстрируют живую обратную реакцию: задают сложные и глубокие вопросы, демонстрируют погруженность в материал. В такие моменты увлеченность ребят переходит на совершенно новый профессиональный уровень.
Если бы у вас была возможность встретиться с любой исторической личностью, кого бы вы выбрали?
Владимир Кротков: Интересный вопрос. Я увлекаюсь обществом эпохи модерна, и если рассматривать российскую и советскую политическую традицию, то, думаю, это был бы Владимир Ильич Ленин. Его влияние на историю и политику XX века трудно переоценить.
Мы благодарим Владимира Олеговича Кроткова за интересную беседу и желаем ему успехов в научной и преподавательской деятельности!