10.12.2025

Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Ценности российской молодежи: семья, патриотизм, профессия»

2-3 декабря на базе Российской академии образования при поддержке Государственного академического университета гуманитарных наук и Института психологии Российской академии наук состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Ценности российской молодежи: семья, патриотизм, профессия».

Работа конференции была направлена на содействие комплексному научному осмыслению ценностей российской молодежи (семья, патриотизм, профессия) в контексте современных социально-экономических, политических и культурных вызовов, и активизация междисциплинарного диалога между учёными, практиками, представителями органов государственной власти и общественными организациями для поиска эффективных решений проблем молодёжи в современной России.

В конференции приняли участие более 150 ведущих учёных, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики, представителей федеральных органов законодательной власти, руководителей и педагогических работников образовательных организаций высшего образования, представителей институтов развития образования субъектов Российской Федерации, преподавателей, методистов и специалистов в области образования.

Работу конференции с установочным докладом открыла президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева. Рассмотрев эволюцию ценностных ориентиров российской молодёжи на протяжении столетия, она сфокусировала свое внимание на ключевых социальных категориях — семья, патриотизм и профессиональное самоопределение. Академик подчеркнула, что вопросы ценностной ориентации молодёжи неизменно остаются в фокусе внимания государства на всех этапах истории страны.

Анализ исторических данных показал существенные сдвиги в приоритетах молодых людей. В 1918–1919 годах, в период Гражданской войны, основные стремления подростков были связаны с базовыми потребностями: 17 % называли главным «быть сытым», 13 % — «погулять, повеселиться». Однако уже тогда 22,5 % рабочей молодёжи выделяли образование как жизненную ценность, а 44 % называли науку самым ценным, что у них есть. В 1927 году опросы выявили высокий интерес молодёжи к политической жизни и признание значимости мероприятий советской власти.

Послевоенные исследования (1947 год) продемонстрировали формирование нового поколения с чётко выраженными патриотическими идеалами. Социологический опрос полутора тысяч ленинградских школьников показал, что большинство определяло главными ценностями любовь к Родине и общественное служение. При этом 96 % респондентов заявили о наличии жизненной цели, а ключевыми способами её достижения назвали учёбу (10,5 тысяч ответов), упорный труд (5 тысяч) и совершенствование профессиональных навыков (3,5 тысячи).

Изучение ценностных ориентиров молодёжи на протяжении века демонстрирует устойчивую связь между социально‑историческим контекстом и приоритетами молодого поколения. Несмотря на кардинальные перемены в обществе, неизменно сохраняются ключевые ценностные блоки — стремление к знаниям, трудовая этика и патриотизм. При этом формы их проявления трансформируются в зависимости от актуальных вызовов времени: от базовых потребностей в кризисные периоды до осознанного целеполагания в стабильные годы. Полученные данные подчёркивают важность исторической преемственности в формировании ценностной системы молодёжи и необходимость учёта контекста при разработке современных воспитательных стратегий.

С приветственным словом выступил президент Государственного академического университета гуманитарных наук, научный руководитель Института всеобщей истории Российской академии наук, академик РАН Александр Чубарьян. Он подчеркнул, что вопрос формирования ценностей — одна из ключевых задач при построении многополярного мира. Особую значимость эта проблема приобретает в контексте обеспечения суверенитета, развития СНГ и БРИКС. В своем приветствии Александр Чубарьян обратил внимание на глобальный характер ценностных трансформаций: новое поколение во всём мире демонстрирует шкалу ценностей, существенно отличающуюся от предшествующих. Эти изменения обусловлены технологическим прогрессом и новыми социальными реалиями.

При этом он подчеркнул необходимость уважительного отношения к мировоззрению молодёжи и усиления воспитательной функции профильных учреждений. Отдельно была обозначена роль общества и государства в формировании ценностных установок: государственная политика в этой сфере остаётся важнейшим инструментом влияния на молодое поколение. Спикер подчеркнул значимость конференции в контексте объединения усилий научного сообщества и образовательных учреждений для решения этой комплексной задачи, а также отметил важность участия различных университетов и исследовательских организаций в работе по формированию ценностных ориентиров молодёжи.

На пленарном заседании с приветственным словом также выступил ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Николай Промыслов. В своем выступлении он обозначил три ключевых аспекта формирования ценностных ориентиров молодёжи: трудовую этику, патриотизм через активную гражданскую позицию и осознанное профессиональное самоопределение. Он подчеркнул влияние выбора стратегических специальностей на технологический и экономический суверенитет страны, а также роль образования и наставничества в трансформации личных устремлений в общественно значимый результат. Важным шагом названо внедрение унифицированных учебно‑методических комплексов по дисциплинам мировоззренческого цикла социогуманитарного ядра при сохранении баланса между естественно‑научным и гуманитарным компонентами образования.

Особую роль ректор отвёл указу Президента России о защите традиционных духовно‑нравственных ценностей, который стал фундаментом для мировоззренческого воспитания. В результате междисциплинарных обсуждений с экспертами выделено 56 понятий, исторически определявшихся как традиционные российские духовно‑нравственные ценности. Ректор обратил внимание на расхождение между нормативными понятиями и установками молодёжи. Также отмечена тревожная тенденция снижения ценности науки в системе приоритетов молодёжи. В качестве решений предложено реформировать образовательные программы для восстановления восприятия науки как основы прогресса и использовать выводы конференции для модернизации системы ценностного воспитания в Российской Федерации с акцентом на формирование гражданской ответственности.

В рамках конференции были прошли секционные заседание. Две секции были организованы в рамках национального проекта «Молодежь и дети».

Фотоматериалы: Российская академия образования