27.07.2018

Выпускник 2009 г. рассказал об учебе на соцфаке

Кандидат психологических наук, выпускник 2009 г., докторант программы «Педагогическая психология» в Городском университете Нью-Йорка (Educational Psychology, Graduate Center at City University of New York) Фёдор Олегович Марченко рассказывает об обучении на социологическом факультете ГАУГН:

«Оглядываясь назад, кажется, что самым важным, чему я научился, была работа с научным текстом. Конечно, это тот навык, который требуется поддерживать и развивать постоянно, но основы были заложены именно в стенах ГАУГН.

Очень важной частью подготовки на социологическом факультете является знакомство с основными текстами крупных социологических мыслителей. Читать первоисточники  моя главная рекомендация будущим социологам. Мой опыт подсказывает, что позже на это времени может не быть, а знакомство с трудами классиков пригодится не раз. В особенности это касается общения со старшими коллегами. Кроме того, нужно понимать, что на понимание некоторых текстов и их релевантности для сегодняшнего дня требуется время. В моем случае так случилось с книгой Барбары Адамс "Time and social theory", прочесть которую мне посоветовала мой научный руководитель Виктория Владимировна Семенова. Будучи студентом, я с большим трудом продирался через социологические теории времени. Теперь же когда одним из моих научных интересов стал дизайн образовательных технологий, я часто вспоминаю с благодарностью то, что мне пришлось думать над тем, как общество организует время человека. Уж не говорю, что знакомство с этой книгой несколько раз выручало при общении с профессорами ведущих мировых университетов, которые так или иначе размышляют о социальном времени.

Отдельная часть подготовки  овладение методами. Я не раз вспоминал методологические занятия с Галиной Галеевной Татаровой и не раз возвращался к ее замечательной книге «Методология анализа данных в социологии». С тем же теплом могу отозваться и про семинар Виктории Владимировны Семеновой, расширившем мое представление о возможностях и границах применения качественных методов. Очень пригодились занятия по SPSS  во время моей учебы их вела Анна Владимировна Стрельникова. Эти навыки пригодятся в любой работе, связанной с исследовательской деятельностью. Многие научные сотрудники старшего поколения до сих пор работают с базами данных в Excel, и уверенное владение SPSS почти гарантирует трудоустройство.

Моя профессиональная деятельность на разных этапах так или иначе оказалась связана с тем, чем я занимался в ГАУГН. Моя дипломная работа была посвящена исследованиям детских телепрограмм. После учебы я работал в маркетинговых исследованиях и исследовательских организациях, а также в журналистике и на телевидении. Этот смешанный опыт позволил мне в 2014 году получить стипендию Фулбрайта и поработать в Департаменте коммуникации Калифорнийского университета в Сан-Диего».


Читать также