26.09.2022

«Взгляд на Восток»: эксперт ГАУГН о стратегии РФ

Действительный государственный советник РФ 3 класса, доцент Восточного факультета ГАУГН, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Игорь Матвеев дал экспертный комментарий для политического Telegram-канала «Незыгарь» о стратегии РФ «Взгляд на Восток». Комментарий набрал более 75 тысяч уникальных просмотров.

Публикуем экспертный комментарий Игоря Матвеева ниже.

Политика «Look East» (англ. «Взгляд на Восток») – не новость в международных отношениях. Как известно, внешнеполитическая стратегия под таким названием впервые была выдвинута в 1991 году руководством Индии, будучи направленной на расширение политических и экономических связей со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА). Уже тогда это было не случайно: ряду государств и территорий этого региона (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) за счет рациональной экономической политики, открытости внешнему миру и привлечения инвестиций удалось качественно нарастить технологический потенциал, совершить настоящий «прыжок в будущее», за что их окрестили «азиатскими тиграми». В 1990-е годы - на момент начала реализации стратегии «Взгляд на Восток» - проявилась тенденция к рождению «тигров второй волны», и также в ЮВА, в лице Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Таиланда и Филиппин.

С учетом изложенного, выбор Россией в нынешнее непростое время сходной стратегии выглядит логичным и оправданным. Что немаловажно, сама Россия способна предложить многое партнерам в ЮВА с точки зрения экспорта своих уникальных технологий и реализации совместных проектов, будь то в сфере космоса, атомной энергетики или обороны. 

Очевидны и принципиальные различия между изначальной индийской и нынешней российской интерпретацией модальностей стратегии «Взгляд на Восток».

Во-первых, речь о гораздо более широкой ее трактовке Москвой с прицелом на развитие диалогов и партнерств не только со странами ЮВА, но и с крупнейшей страной Восточной Азии – Китайской Народной Республикой, с Южной Азией (той же Индией), государствами Ближнего и Среднего Востока (Ираном, Турцией, арабским миром). В такую же канву укладывается линия Москвы на расширение сотрудничества со странами Африки и Латинской Америки. Характерно, что все они относятся к т.н. «Глобальному Югу».

Во-вторых, на порядок шире перспективное наполнение сотрудничества. Наряду с областью технологий, Россия заинтересована в быстром расширении товарооборота с упомянутыми группами стран. В перечне приоритетов: наращивание поставок энергоносителей азиатским партнерам, что позволяет российской стороне увеличивать собственную финансовую «подушку безопасности», импорт промышленных товаров (первой необходимости, встречные поставки продовольствия, при необходимости организовывать параллельный импорт). 

Есть ли у России реальные перспективы для успешного решения ключевых задач в плоскости своего «восточного вектора»?

На данный вопрос следует ответить скорее утвердительно, исходя из фундаментальной заинтересованности стран «Глобального Юга» в более тесных отношениях с РФ. Практически все они устали от диктата Запада, признавая исторический характер нынешнего процесса перехода от однополярного к многополярному миру. А Китай и Индия открыто претендуют на статус новых глобальных центров силы. В этом смысле им, без сомнения, интересны импорт российских сырьевых товаров на выгодных условиях, равно как и приход на объемный потребительский рынок РФ на замену конкурентам в лице ЕС, Японии и США, переход на расчеты в национальных валютах, потеснив доллар и евро, а также развертывание равноправного технологического и инвестиционного сотрудничества.

Вместе с тем, не могут быть оправданными и чересчур завышенные ожидания.  Запад, как доказал нефтяной кризис 1973 года, способен в критических для себя ситуациях не только оказывать на «Глобальный Юг» жесткое давление (что и происходит сейчас, негативно сказываясь, скажем, на поставках российских вооружений в ЮВА), но и идти на знаковые уступки. И если Китай, добивающийся мирового экономического доминирования, ни при каких условиях не пойдет на ущемление своего суверенитета, другие страны, как представляется, могут пойти при определенных обстоятельствах на компромиссы с США и их союзниками.

Источник

Фото: архив Международного мультимедийного пресс-центра «Россия сегодня».


Читать также